Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии



Скачати 440.12 Kb.
Сторінка1/2
Дата конвертації13.04.2016
Розмір440.12 Kb.
#4215
ТипМетодические рекомендации
  1   2







Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социально-политического менеджмента

доцент С.Ю. Седова

________________


«____»__________2015 г.

Методические рекомендации к изучению дисциплины



Политическая психология

Направление подготовки



41.03.04 Политология

Профиль подготовки:

Государственная политика и управление;

Политический менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов – 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов и т.д., позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией, вовлекать студентов в работу по ее обработке, способствуют более глубокому освоению изученного материала. И все же основным, наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой. К сожалению, опыт показывает, что студенты, как правило, не умеют ориентироваться в сложной и многообразной литературе по гуманитарным наукам, самостоятельно извлекать нужную информацию и правильно ее оформлять. Это ведет к противоречию с постоянно возрастающими требованиями к учебному процессу.

Целью данных методических рекомендаций является развитие информационной культуры студентов.

В соответствии с этой целью рекомендации решают следующие задачи:



  • показать многообразие информационных источников;

  • познакомить студентов с различными алгоритмами поиска информации, приемами работы с литературой;

  • рассмотреть основные требования к оформлению контрольных работ по предмету;

  • предложить типовые варианты библиографического оформления самостоятельных работ.

Работа с книгой

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных типов.

Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Самостоятельная работа с литературой включает в себя несколько этапов.


  1. Предварительный просмотр книги. Знакомство с титульным листом, аннотацией, предисловием, оглавлением позволит решить, стоит ли ее читать. Умение читать оглавление - прекрасное профессиональное качество. Оглавление продумывается как задание по воссозданию текста. При чтении оглавления необходимо выделять главы, разделы, параграфы, представляющие интерес, бегло их просматривать, находить места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

  2. Следующий этап работы - прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель такого чтения - определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

Весьма полезными могут быть вспомогательные материалы к изданию, поэтому необходимо знать, из каких основных элементов состоит аппарат книги, каковы его основные функции.

К информационным элементам книги относятся сведения об авторе и заглавие книги, ее тип или жанр, выходные данные, аннотация. Эти сведения, обычно расположенные на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание позволяет вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарий, список литературы.

Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые повышают информационную ценность издания и дают возможность подобрать дополнительную литературу по данной тематике.


  1. Отдельный этап изучения книги - ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей: план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

План - наиболее краткая форма записи прочитанного - представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.

Тезисы - более сложная и совершенная форма записей - сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляют после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии.

Аннотация - краткое содержание прочитанного - дает общее представление о книге, статье.

Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Начинать конспектирование желательно после того, как материал прочитан и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспекты бывают текстуальными, сводными или тематическими. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника - цитат, с сохранением логики и структуры текста. Сводный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

Для записи данных, подлежащих использованию, можно рекомендовать систему карточек. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена, их легко разложить на столе, сгруппировать или перегруппировать. При занесении необходимого материала на карточку внизу приводится название источника, наверху - заголовок-указание, где может использоваться данный материал. Целесообразно вести записи только на одной стороне и на карточках одного размера. Хранить их следует в отдельных конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей работы.

Без такой систематизации работы в голове и записях будет сплошной хаос. К.Д. Ушинский говорил: «Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная бессвязными, отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где хозяин сам ничего не отыщет».

Реферирование литературы

Для всестороннего знакомства с литературой по избранной теме существенное значение имеет подготовка реферата. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явление действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа рефератов: 1) реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первичного документа; 2) перефразированный - реферат, полученный на основе перефразирования первичного текста; 3) интерпретированный - реферат, полученный на основе интерпретации первоисточника. При интерпретировании текст первоисточника остается неизменным, поскольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом.

Рекомендуемый объем реферата - 20-25 страниц машинописного текста.

Академическая структура исследования такова:

Введение.

Глава 1. §1, §2.

Глава 2. §1, §2.

Заключение.

Список используемой литературы.

Оглавление.

Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким (по возможности - от 3 до 5 слов). Тему реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Важный этап работы над рефератом - отбор литературы. Затем составляется конкретный план, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата на основе изучения собранного материала.

Схема подготовки реферата такова: чтение исходного материала, его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение - создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтезирование выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершить обобщением.

При написании реферата следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не следует часто повторять одни и те же слова, одинаковые словосочетания и обороты. Не допускается двойное упоминание понятий в одной фразе.

В заключение реферата делаются общие выводы. В конце работы приводится список использованной литературы. Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам реферата, по времени издания.

При оценке рефератов учитывается:


  • последовательность и полнота изложения;

  • правильность обоснования тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;

  • степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом и др.

Раздел I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1. ПОЛИТИКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ

Основные понятия: политика, психология, политическая психология, психология политики, политическая деятельность, объекты и субъекты политической психологии, предмет политической психологии, прикладная политическая психология, методы политической психологии.

План


  1. Психология и политика. Политика как особый вид человеческой деятельности.

  2. Объекты политической психологии.

  3. Предмет политической психологии и ее основные задачи.

  4. Прикладная политическая психология.

  5. Место политической психологии в системе гуманитарных наук.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие психологические явления (феномены) проявляются в политической сфере, какое влияние они оказывают на политику?

  2. Соотнесите понятия «психология политики» и «политическая психология».

  3. Дайте определение политической психологии как науки.

  4. Охарактеризуйте субъекты и объекты политической психологии.

  5. Назовите основные и частные задачи политической психологии.

Темы докладов и рефератов

  1. Психологические и политологические основания политической психологии.

  2. Основные проблемы и методы политической психологии.

  3. Теоретическая и прикладная политическая психология.

  4. Методы политико-психологических исследований.

  5. Психологические приемы политического воздействия.

Библиографический список

Основной

  1. Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. - М., 2000. - Раздел

  1. - С. 98 - 118, 189 - 201; Раздел 3. - С. 272 - 298; Раздел 5. - С. 362 - 379; Раздел 6. - С. 462 - 474.

  2. Гозман А.Л., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 7 - 35.

  3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998. - Тема 5. - С. 70 - 89, 90 - 111; Тема 7. - С. 111 - 130.

  4. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 7 - 89.

  5. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 17 - 99.

  6. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 1. Политическая психология как наука. - С. 17 - 63; Тема 2. Основные понятия и категории политической психологии. - С. 64 - 110.

  7. Панарин А.С. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998. - Раздел

  1. - С. 181 - 223.

  1. Политическая психология / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2001.

  • Глава I. - С. 5 - 156.

Дополнительный

  1. Галкин А.А. Становление политической науки: от философии политики к политическому моделированию. - М.: Изд-во ИОН при ЦК КПСС,

  1. - С. 8 - 9.

  1. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996. - С. 7 - 19.

  2. Донцов А.И. Психология и политика: истоки и перспективы сотрудничества // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 3 - 24.

  3. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический проект, 2002.

  4. Шестопал Е.Б. Психология политики. - М.: ИОН, 1989.

  5. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - Л.: Изд-во ЛГУ,

1992.

Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ



Основные понятия : психоанализ , бихевиоризм, гуманистическая психология, психобиография, психоистория, чикагская школа.

План


  1. Психологические ориентации в истории политической мысли Древней Греции (Демосфен, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Плутарх, Цицерон), Древнего Востока (Конфуций).

  2. Политико-психологические идеи эпохи Возрождения и Просвещения (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье).

  3. Политическая психология XIX - начала XX вв. (Г. Тард, Г. Лебон, Ш. Сигеле, В. Вундт, З. Фрейд, Г.-Д. Лассвелл).

  4. Современная политическая психология: этапы и направления развития.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие идеи античной науки способствовали развитию политической психологии?

  2. Каковы причины всплеска политико-психологических идей в эпохи Возрождения и Просвещения?

  3. Каково основное содержание трактата Н. Макиавелли «Государь»? Почему его называют образцом политико-психологического анализа проблем лидерства?

  4. Раскройте основной смысл психологии масс конца XIX в.

  5. Назовите основные этапы становления политической психологии как самостоятельной науки в XX в.

Темы докладов и рефератов

  1. Античная наука в истории развития политико-психологических идей (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

  2. Эпоха Возрождения о роли человека в истории. Н. Макиавелли «Государь».

  3. Психология масс в XIX в.

  4. Психоанализ З. Фрейда и политическая психология.

  5. Политическая психология в России.

Библиографический список

Основной

  1. Коваленко В.И. Русская политическая мысль XI - XVI вв. // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - 1998. - № 1. - С. 67 - 91.

  2. Лебон Г. Психология масс. - Мн.: Хартвест; М.: АСТ, 2000. - 320 с.

  3. Макиавелли Н. Государь. - М., 1990.

  4. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 90 - 124.

  5. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 100 - 138.

  6. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 3. История политической психологии. - С. 111 - 186.

  7. Политическая психология / Под ред. А.Д. Юрьева. - Л.: Изд-во ЛГУ,

1992.

Дополнительный

  1. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской истории. - М.: Наука, 1983.

  2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 36 - 61.

  3. Лебон Г. Психология социализма. - СПб., 1908.

  4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - СПб, 1901.

  5. Михайловский Н.К. Герои и толпа. - СПб., 1882.

  6. Фрейд З., Буллит У. Т.- В. Вильсон: двадцать восьмой Президент США. Психологическое исследование. - М.: Прогресс, 1992.

  7. Шестопал Е.Б. Психоаналитическое движение в исторической науке // История СССР. - 1991. - № 5.

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ

Тема 3. ВЛАСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН



Основные понятия: власть, структура власти, субъект власти, объект власти, психологические механизмы власти, легитимность.

План


  1. Власть: понятие, сущность, формы проявления.

  2. Психологические концепции власти.

  3. Структура власти (субъект, объект, ресурсы, процесс). Психологические признаки субъектов и объектов власти.

  4. Легитимность политической власти и ее психологические основания.

Контрольные вопросы и задания

  1. Раскройте психологические аспекты властного взаимодействия.

  2. Соотнесите понятия «политическая личность», «личность в политике», «политический субъект».

  3. Каковы психологические признаки субъектов власти?

  4. Какие психологические признаки являются показателем легитимности власти?

  5. Раскройте психологический аспект концепций власти К. Левина, К. Лоренца, Э. Фромма, М. Вебера, Г.-Д. Лассвелла и других.

Темы докладов и рефератов

  1. Власть как социально-психологическое явление.

  2. Субъект и объект власти. Природа подчинения.

  3. Психологические концепции власти в современной политической науке.

  4. Легитимность как субъективное оправдание законности власти.

  5. Теория «политической поддержки».

Библиографический список

Основной

  1. Василик М.А. Политология: Учебник для вузов. - М.,1999. - Глава 4.

  • С. 98 - 129.

  1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - Глава 3. - С. 62 - 86.

  2. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. - М., 1997. - Тема 5. - С. 70 - 89.

  3. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 141 - 145.

  4. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический проект, 2002.

  5. Панарин А.С. Политология: Учебник для вузов. - М., 1998. - Раздел

  1. - С. 181 - 223.

  1. Политическая психология / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2001.

  • С. 417 - 464.

Дополнительный

  1. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 139 - 147.

  2. Денисова И.В. Политическая субъектность (к исследованию политической структуры личности) // Революции 1917 г. в России / Под ред. В.Н. Дорохина, В.Л. Кожевина и др. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. - С. 169 - 172.

  3. Курская Г.Ю. Политический феномен власти // Социальногуманитарные знания. - 2000. - № 1. - С. 89 - 100.

  4. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. - 2000. - № 1. - С. 97 - 107.

  5. Соловьев А.И. Психология власти: противоречия переходных процессов // Власть многоликая. - М., 1992.

  6. Шестопал Е.Б. Личность и политика. - М.: Мысль, 1988.

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Основные понятия: политическая личность, личность в политике, политический субъект, социализация, политическая социализация, системы политической социализации, модели политической социализации, типы политической личности.

План


  1. Личность как субъект и объект политики.

  2. Политическая социализация личности: понятия, сущность, этапы, институты.

  3. Механизмы политической социализации на индивидуальном, социально-психологическом и общесоциальном уровнях.

  4. Системы политической социализации: целенаправленная, стихийная, самовоспитание.

  5. Модели политической социализации: гармоничная, плюралистическая, конформная, гегемонистская, конфликтная.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем различие между объектным и субъектным подходами к политике?

  2. Обоснуйте суть противопоставления понятий «подчинение» и «интерес».

  3. В чем сущность политической социализации?

  4. Раскройте основные механизмы и системы политической социализации.

  5. Соотнесите тип политической социализации с типом личности, формируемым в ее результате.

Темы докладов и рефератов

  1. Теории политической социализации.

  2. Основные этапы политической социализации личности.

  3. Факторы и институты политической социализации.

  4. Особенности политической социализации в современной России.

  5. Проблемы социализации молодежи в современной России.

Библиографический список

Основной

  1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - Глава 3, § 2. - С. 75 - 83.

  2. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 128 - 138.

  3. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - Глава 4. - С. 141 - 156.

  4. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 4. - С. 133 - 135.

  5. Политическая социализация // Политология: Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Московск. коммерческ. ун-та, 1993. - С. 277 - 279.

  6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов. - М., 1999.

  7. Шестопал Е.Б. Модели политической социализации и восприятие демократических ценностей в современной России // Вестник МГУ. Серия

  1. Социология и политология. - 1995. - № 2. - С. 78 - 90.

  1. Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 6 - 9.

Дополнительный

  1. Гринстайл Ф. Личность и политика // Социально-политические науки.

  • 1991. - № 10. - С. 67 - 74.

  1. Денисова И.В. Политическая социализация: методологические подходы и концепции // Научные труды СибАДИ. - Омск: Изд-во СибАДИ, 1997. - Вып. 1, ч. 2. - С. 89 - 102.

  2. Денисова И.В. Психологический уровень политической структуры личности // Научные труды СибАДИ. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2001 - Вып. 4, ч. 3. - С. 12 - 28.

  3. Денисова И.В. Этапы политического развития личности // Научные труды СибАДИ. - Омск: Изд-во СибАДИ, 1998. - Вып. 2, ч. 2. - С. 66 - 71.

  4. Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности // Психологический журнал. - 1984. - № 2. - С. 41 - 53.

  5. Щегорцов В.А. Политическая социализация личности // Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 1993. - С. 139 - 149.

Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Тема 5. ЛИДЕРСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ВЛАСТИ



Основные понятия: лидерство, политическое лидерство, «теории героев», «теории черт», вождизм, культ личности, типы лидерства, стили лидерства, уровни лидерства, функции политического лидерства.

План


  1. История политической мысли о роли личности в истории: «теории героев» и «теории черт».

  2. Политическое лидерство: понятие, функции, психологические особенности, уровни, стили.

  3. Типологии политического лидерства.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие основные подходы к феномену лидерства господствовали в ранних воззрениях? Раскройте смысл «теории героев» и «теории черт».

  2. Какие функции выполняет политическое лидерство в обществе?

  3. Какое место занимают политико-психологические исследования феномена политического лидерства в политической науке?

  4. Опишите известные вам политико-психологические типологии политического лидерства.

Темы докладов и рефератов

  1. Политический лидер и его функции в современном обществе.

  2. Структура и психологические черты личности лидера.

  3. Ранние теории лидерства: теории среды, личностно-ситуационные, гуманистические теории.

  4. Теория политического лидерства М. Вебера.

Библиографический список

Основной

  1. Гозман А.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - Глава 3, § 2. - С. 75 - 83.

  2. Егорова Е. Психологические методы исследования личности политических лидеров. - М.: ИСКАН, 1998.

  3. Кретов Б.В. Современные западные концепции лидерства // Социально-гуманитарные знания. - 2000. № 2. - С. 84 - 101; № 4. - С. 75 - 84.

  4. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - Глава 4. - С. 143 - 151; Глава 5. - С. 164 - 209.

  5. Ольшанский Д.В. Политическая психология. - СПб.: Питер, 2002. - Глава 4. - С. 161 - 172; Глава 5. - С. 187 - 215.

  6. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии. - М.: Академический проект, 2001. - Тема 5. - С. 187 - 238.

  7. Политическая психология / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2001.
  1   2




База даних захищена авторським правом ©www.shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка