История донаучной психологии Фёдоров Александр Александрович
Et.nsu.ru, дата размещения 21.10.2014
Аннотация
Программа курса «История донаучной психологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Профессиональных дисциплин» по направлению «Психология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом по реализации Программы развития НГУ. Курс читается в виде лекций, на которых раскрываются основные проблемы по каждой теме, и дополняется проведением семинарских занятий, на которых рассматриваемые проблемы изучаются более глубоко и всесторонне, а также анализируется значимость и возможное практическое применение усвоенных знаний.
Новизна курса заключается в попытке систематизации методологических проблем истории психологии. Кроме того, в содержательном плане, уделяется большее, чем обычно, внимание к древнеиндийским психологическим воззрениям, идеям немецкой классической философии, психологии в эпоху Возрождения, а также второй половине XIX столетия. Актуальность данного курса для дисциплин специальной подготовки заключается в том, что история психологии, являясь логической памятью науки, учит научной осторожности, а также указывает на области знаний, сотрудничество с которыми наиболее плодотворно для развития психологии.
Курс читается в первом семестре, итоговая аттестация – экзамен.
1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.1. Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о донаучной психологии, а также об особенностях историко-психологического исследования.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
-
информационного плана:
-
формирование у студентов представлений о генезе изучения человека, истории возникновения и развития основных психологических школ и категорий. Поэтому курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, однако он в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии;
-
формирование знаний об особенностях истории психологии как науки;
-
развитие и закрепление системного понимания историко-психологического процесса, знаний о его конкретных этапах, относящихся к донаучному периоду.
-
систематизирующего и проблемного плана:
-
развитие у студентов способности применять знания из других научных областей (прежде всего, философии) для более полного понимания истории психологии;
-
проблематизация студентов (в аспектах, касающихся того, можно ли философские знания трактовать как психологические, нужно ли вообще изучение донаучной психологии и т.д.).
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «История психологии» относится к профессиональному циклу и является составной частью блока фундаментальных дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Способность и готовность к:
-
совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК- 1);
-
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
-
определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);
-
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9)
-
сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);
-
самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
В результате изучения дисциплины студент должен:
-
знать основные этапы развития психологических знаний; знать и понимать те основные идеи философов и концепции философских школ, которые относятся сейчас к предметному полю психологии;
-
уметь различать психологические взгляды философов и мыслителей от общефилософских воззрений; уметь самостоятельно их вычленять и включать в единую систему;
-
владеть знаниями об истории психологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах.
2. Содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «История донаучной психологии» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.
2.1. Тематический план дисциплины
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
|
Лекции
|
Семинары
|
Самостоятельная работа
|
1
|
История психологии как наука
|
I
|
1, 2
|
2
|
2
|
2
|
Тестирование
Групповая дискуссия
|
2
|
Психософия Древнего Востока
|
I
|
3, 4
|
4
|
4
|
4
|
тестирование
|
3
|
Психологические воззрения в эпоху античности
|
I
|
5, 6
|
4
|
4
|
6
|
тестирование
|
4
|
Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения
|
I
|
7, 8
|
4
|
4
|
4
|
тестирование
|
5
|
Ассоциативная и эмпирическая психология в Англии
|
I
|
9, 10
|
4
|
4
|
6
|
Тестирование
Групповая дискуссия
|
6
|
Французская и нидерландская психология Нового времени
|
I
|
11, 12
|
4
|
4
|
4
|
тестирование
|
7
|
Немецкая психологическая мысль в XVII-XIX веках
|
I
|
13, 14
|
4
|
4
|
4
|
тестирование
|
8
|
Русская дореволюционная психология
|
I
|
15, 16
|
4
|
4
|
6
|
тестирование
эссе
|
9
|
От донаучной психологии к научной
|
I
|
17, 18
|
2
|
2
|
8
|
Тестирование
Групповая дискуссия
|
2.2. Содержание тем курса
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА
История психологии как наука. Предмет истории психологии. Задачи истории психологии. Периодизация развития психологических знаний. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Методы и источники истории психологии.
ТЕМА 2. ПСИХОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Формирование философско-психологических воззрений в Древней Индии, их обусловленность социокультурными факторами. Понимание души в астических системах (веданта, миманса, вайшешика, йога, санкхья, ньяя). Психологические взгляды в настике (джайнизм, буддизм, локаята). Отличительные особенности психологических идей в Древнем Китае (даосизм, конфуцианство). Проблемы взаимодействия и соотношения психологических идей Запада и Востока.
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
Экономические и культурные особенности развития древнегреческой цивилизации как основания развития психологии. Психологические идеи в поэмах Гомера. Эпоха натурфилософских представлений о душе: милетская школа, элейская школа, античная атомистика. Возникновение дуализма в рамках учения Платона. Диалектика соотношений трёх начал души. Социально-психологические взгляды Платона. Функционализм Аристотеля. Понятие об энтелехии и катарсисе. Основные достижения поздних школ античности (ранний, средний и поздний эллинизм). Итоги развития психологии античного периода и его значение для будущего психологии.
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Общая характеристика средневековых учений о душе. Влияния социальных факторов. Арабская философия и её восприятие античных идей. Патристика. Психологические проблемы в схоластических системах. Психология Фомы Аквинского. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения. Психологические компоненты воззрений Валла и Помпонацци. Немецкая психология в период возрождения: Меланхтон и Гоклениус. Психологические идеи Френсиса Бэкона. Взгляд Бэкона на психологию в системе наук. Учение об «идолах». Роль вспомогательных средств в процессе познания. Бэкон и Выготский.
ТЕМА 5. АССОЦИАТИВНАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В АНГЛИИ
Эпифеноменализм Т. Гоббса в его учении о сознании. Ассоцианистские концепции Дж. Локка, Д. Юма и Дж. Беркли. Уничтожение субстанциональности души. Полемика Локка и Лейбница и её значение для развития психологии. Материалистические идеи в ассоцианизме XVIII в. Первая система ассоциативной психологии Д. Гартли. Ассоцианизм XIX века: Браун и Дж. Милль. Ментальная химия Дж. Ст. Милля. Переосмысление предмета ассоциативной психологии в его системе. Ассоцианизм в концепции А. Бэна. Вклад Ч. Дарвин в развитие психологии. Эволюционный подход. Психологические идеи Ф. Гальтона. Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера.
ТЕМА 6. Французская и нидерландская психология Нового времени
Р. Декарт и развитие дуализма и рационализма в рамках его учения. Концепция человека в философской системе Декарта. Идея рефлекса в объяснении поведения и дух механицизма. «Страсти души»: проблема эмоций в психологии Декарта. Двухаспектная психология Б. Спинозы. Проблема познания, аффектов и человеческой свободы в его учении. Эмпирическое направление во французской психологии. Естественнонаучный подход к психике в теории Ламетри. Концепция опытного происхождения сознания Кондильяка. Кабанис и Гельвеций. Психолого-педагогические воззрения Дидро и Руссо. Естественно-научная линия французской психологии XIX века (идеи в области биологии и психиатрии)
ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVII-XIX ВЕКАХ
Монадология Лейбница и возникновение идеалистической традиции в немецкой психологии. Онтогенетическое развитие человеческой монады. Психологическая концепция Христиана Вольфа. Вольфовская школа. Эмпирико-психологическая линия в философии Тетенса. Критика психологии в философии Канта. Кантовская трихотомия души. Учение Фихте об активности субъекта и его отрицание психологии. Умозрительная эволюционная психология Шеллинга. Психология как учение о субъективном духе (Гегель). Психологические идеи в философии А. Шопенгауэра. Философская антропология Фейербаха: единство и взаимосвязь «Я» и «Ты». Психологическая школа Гербарта (Вайц, Лацарус и Штейнталь, Лотце). Математика и психология.
ТЕМА 8. РУССКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Истоки русской психологии: «Палея толковая» и «Галеново на Гиппократа». Психологическая система И.М. Кандорского. Психологические идеи Ломоносова и Радищева. Взгляды Герцена на природу психики. Критика дуализма Добролюбовым. Экспериментальная, эмпирическая и религиозно-философская программы построения психологии. Психологические взгляды Чернышевского. Юркевич о душе и внутреннем опыте. Культурная детерминация психики в концепции Кавелина. Психология как позитивная наука. А.А. Потебня. Концепция души в философии Соловьева и Бердяева. Франк и его взгляды на душу человека. Идеи педагогической психологии (Ушинский и Каптерев). Психологическая программа И.М. Сеченова. Психоэнергетическая концепция Н.Я. Грота
ТЕМА 9. ОТ ДОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ К НАУЧНОЙ
Зарождение научной психологической мысли в Германии. Физиологическая теория Мюллера. Психофизика Фехнера и психометрия Дондерса. Их значение для становления экспериментальной психологии. Психология народов Лацаруса и Штейнталя. Лейпцигская школа Вундта и Вюрцбургская школа Кюльпе. Психология интенциональных актов Брентано. Идеи Дарвина и Гальтона как предпосылки научной психологии в Англии. У. Джемс как предтеча функциональной психологии Нового Света. Функционализм и структурализм. Возникновение социальной психологии. Л. Уорд и его социологический психологизм. Ч. Ломброзо и зарождение юридической психологии. Школы в психологии как варианты разрешения методологических проблем.
3. Учебно-методические материалы дисциплины
3.1. Основная литература
-
Дессуар М. Очерк истории психологии. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. 256 с.
-
Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2004. 576 с.
-
Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003. 448 с.
-
Марцинковская Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 544 с.
-
Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984.
-
Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.
-
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский и др.; Отв. ред. А.В. Брушлинский; РАН. Ин-т психологии. М., 1997. 574 с.
-
Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск, 1991.
-
Психологическая мысль России века Просвещения. СПб., 2000.
-
Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии / Пер. с англ. М. К. Тимофеевой. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
-
Смит Н.В. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
-
Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 416 с.
-
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. 4-е изд. перераб., М., 2003
-
Фёдоров А.А. История донаучной психологии: психософия: Учеб. пособие по курсу «История психологии» / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2005. 102 с.
-
Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
-
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. 528 с.
-
Якунин В.А. История психологии: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 376 с.
-
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996.
-
Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.; Воронеж, 1996.
3.2. Дополнительная литература
-
Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999.
-
Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
-
Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999.
-
Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1999.
-
Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1983.
-
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.
-
Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1989.
-
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979.
-
Ждан А.Н. Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 2–22.
-
Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII в.: Предклассич. период. От вольфовской шк. до раннего Канта / РАН. Ин-т философии. М., 1996. 260 с.
-
История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995.
-
Кавелин К.Д. Задачи психологии // Собр. соч. СПб.: Издание Н. Глаголева, 1899. Т. 3. С. 375–648.
-
Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
-
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997.
-
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.
-
Ланге Н.Н. Психический мир / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
-
Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1982. Т.1.
-
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
-
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.
-
Мазилов В.А. О становлении психологии как самостоятельной науки Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 3–20.
-
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.
-
Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. С.155–172.
-
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб.: Петрополис, 1994.
-
Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.
-
Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.
-
Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.
-
Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии: Учеб. пособие / РАН. Ин-т философии. М., 1995. 175 с.
-
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.
-
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
-
Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963.
-
Эббингауз Г. Психология // Философия в систематическом изложении. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 185–261.
4. Контроль изучения дисциплины
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
4.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
-
Какова специфика предмета истории психологии?
-
Кто автор категориального подхода в психологии и в чём его специфика?
-
В чём заключаются основные методологические проблемы истории психологии?
-
В чём основные отличия астических и настических психологических идей?
-
Какие психологические идеи получили развитие в рамках древнекитайской философии?
-
Как развивались натуралистические представления о душе?
-
С чем ассоциировалась душа в первой идеалистической школе Древней Греции?
-
Какие психологические идеи возникли в атомистических системах?
-
Какова роль учения Сократа в развитии античной психологии?
-
В чём различие взглядов Аристотеля и Платона на душу?
-
Как повлияло христианство на развитие психологических теорий?
-
Как развивалась психологическая мысль в арабском мире?
-
В чём заключаются особенности формирования понятия «личность» в средневековой философии?
-
Как формировался гуманистический взгляд на человека в эпоху Возрождения?
-
В чём заключались психологические идеи Меланхтона?
-
Какие идеи заимствовал Выготский у Бэкона?
-
В чём заключаются особенности взглядов Декарта на проблему души и тела?
-
Как Спиноза решал психофизиологическую проблему?
-
Объясните различие между врождёнными и приобретёнными идеями?
-
По каким вопросам Лейбниц полемизировал с Локком?
-
В чём заключается сущность френологии?
-
Как соотносятся между собой позиции представителей ассоциативной психологии?
-
Каковы основные психологические воззрения французских просветителей?
-
Какие идеи немецкой классической философии оказали влияние на развитие психологической мысли?
-
В чём заключалось влияние физиологии на формирование психологии?
-
Можно ли описать процесс становление психологии в России как борьбу между экспериментальной, эмпирической и религиозно-философской программами?
-
Почему, согласно И.М.Сеченову, психологию должны разрабатывать физиологи?
-
Какое значение имели идеи Ушинского для последующего развития психологии?
-
Как происходило формирование научной психологии в Германии?
-
Какие идеи легли в основу английской научной психологии?
-
Как развивалась научная психология в Америке?
-
В чем заключаются основные различия между функционализмом и структурализмом?
-
Что послужило причиной формирования психологических школ?
4.2. Темы рефератов (примерный список)
-
Буддизм как психологическая система
-
Периодизация истории психологии
-
Особенности психологической мысли Древнего Китая
-
Натурфилософский взгляд на природу души
-
Социально-психологические идеи Платона и Аристотеля
-
Вклад атомистов в развитие психологических воззрений
-
Теологическая христианская психология
-
Особенности арабской психологии
-
Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения
-
Влияние Ф. Бэкона на развитие психологии
-
Психологические идеи Рене Декарта
-
Психология Бенедикта Спинозы
-
Французская эмпирическая психология XVIII в.
-
Сенсуалистическая концепция Кондильяка
-
Изучение ассоциаций в донаучной психологии
-
Ментальная химия Дж.Ст. Милля.
-
Исторический смысл ассоцианизма
-
Взгляды Канта на природу психологической науки
-
Психологические идеи в философии Шопенгауэра
-
Психологическая школа Гербарта
-
Становление психофизики
-
История становления и развития френологии
-
Религиозно-философская психология в России
-
Сеченов как основоположник естественного подхода в отечественной психологии
-
Психологические взгляды Кавелина
-
В. Вундт – основатель научной психологии?
-
Вклад Френсиса Гальтона в развитие психологической науки
-
Принципы психологии Джемса
-
Структурализм и функционализм: сравнительный анализ
-
Первые психологические школы Германии
4.3. Образцы вопросов для подготовки к экзамену
-
Предмет и задачи истории психологии
-
Методы и методологические проблемы историко-психологического исследования
-
Астические представления о душе в древнеиндийской философии
-
Психологические воззрения в настике
-
Особенности психологической мысли в Древнем Китае
-
Взгляды на душу в пифагореизме
-
Учение Демокрита о душе и психических процессах
-
Представления Платона о душе и ее функциях
-
Представления Аристотеля о душе
-
Психология эллинистических школ (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)
-
Вопросы психологии в учениях античных врачей
-
Особенности арабской психологии
-
Психологические проблемы в схоластике
-
Психология в эпоху Возрождения
-
Вклад Бэкона в развитие психологии
-
Психологические идеи Т. Гоббса
-
Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте
-
Становление ассоциативной психологии в XVIII веке (Беркли, Юм, Толанд, Гартли)
-
Ментальная химия Дж.Ст. Милля
-
Психологическая концепция Александра Бэна
-
Эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера
-
Учение Декарта о душе. Определение мышления
-
Психофизическая проблема и ее решение Декартом. Дуализм Декарта
-
Значение Спинозы для психологии (психофизическая проблема; психология аффектов)
-
Французская эмпирическая психология XVIII века (Кондильяк, Кабанис, Ламетри, Гельвеций)
-
Психолого-педагогические воззрения французских просветителей (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо)
-
Естественно-научная линия французской психологии XIX века (идеи в области биологии и психиатрии)
-
Френология: основные идеи, достоинства и недостатки
-
Психологические аспекты монадологии Лейбница
-
Психология Христиана Вольфа и его школа
-
Эмпирико-психологическая система И. Тетенса
-
Психологические взгляды И. Канта
-
Психологические идеи в философии А. Шопенгауэра
-
Философская антропология Л. Фейербаха
-
И. Гербарт: статика и динамика представлений
-
Психологическая школа И. Гербарта: Вайц, Лацарус и Штейнталь, Лотце
-
Истоки русской психологии. «Палея толковая» и «Галеново на Гиппократа»
-
Психологическая система И.М. Кандорского
-
Психологические идеи А.И. Герцена
-
Психологическая программа И.М. Сеченова
-
К.Д. Кавелин: психология как позитивная наука
-
Психоэнергетическая концепция Н.Я. Грота
-
Психофизика: Г. Фехнер и Э. Вебер
-
Значение теории эволюции Ч. Дарвина для психологии
-
Дифференциальная психология Ф. Гальтона
-
Психологическая система В. Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии
-
Психология интенциональных актов Ф. Брентано
-
Вюрцбургская школа О. Кюльпе
-
Психологические тенденции в социологии (Л. Уорд)
-
У. Джемс как предтеча функциональной психологии
-
Структурализм в психологии: психологическая система Э. Титченера
-
Функционализм в американской психологии
Поділіться з Вашими друзьями: |