ИНСТИТУТ К. МАРКСА и Ф. ЭНГЕЛЬСА
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
БИБЛИОТЕКА НАУЧНОГО СОЦИАЛИЗМА
под общей редакцией Д. РЯЗАНОВА
Г. В. ПЛЕХАНОВ
СОЧИНЕНИЯ
ТОМ VIII
под редакцией
Д. РЯЗАНОВА
ИЗДАНИЕ 2-е
(11 — 25 тысячи)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА
Гиз. № 5754.
Главлит № 43.355. Напеч. 15.000 экз.
Госиздат. 1-я Образцовая типография. Москва, Пятницкая, 71.
ОБОСНОВАНИЕ И ЗАЩИТА МАРКСИЗМА
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Содержание
Стр.
Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории ......... 7
(«Le devenir social», 1895, Novembre.)
Очерки по истории материализма ........ 27
Предисловие ....... 29
Гольбах 32
Гельвеций 74
Маркс 125
Несколько слов в защиту экономического материализма (открытое письмо
к В. А. Гольцеву) 193
(«Русская Мысль», 1896, сентябрь.)
Нечто об истории 223
(«Самарский Вестник», 1897, №№ 8 и 10.)
О материалистическом понимании истории 237
(«Новое слово», 1897, № 9.)
К вопросу о роли личности в истории 271
(«Научн. Обозр.», 1898, №№ 3 и 4.)
Приложение:
Ф. Энгельс, «Людвиг Фейербах» в пер. Г. В. Плеханова с его предисловием
и примечаниями 307
От переводчика 311
Предисловие автора 313
I — IV 315 — 356
К. Маркс о Фейербахе (приложение) 357
Примечания 360
ОГЮСТЕН ТЬЕРРИ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
Огюстен Тьерри 1) принадлежит к замечательной группе тех известных ученых, которые, в эпоху Реставрации, возобновили во Франции исторические исследования. В этой группе не было ни учителя, ни учеников. Тем не менее она образует настоящую школу, основные концепции которой весьма полезно рассмотреть.
Шатобриан 2) дал этой школе название политической. Это не точно. В самом деле, — философы XVIII века, твердо убежденные, что положение народа всецело определяется законодательством, умели связывать «законодательство» только с преднамеренным действием законодателя 3). Это и есть точка зрения политическая par excellence. Отсюда естественно вытекает, что гражданские законы каждого данного народа обязаны своим происхождением его политической конституции, его правительству. Философы неустанно повторяли это.
Для Гизо истинно как раз противоположное. «Большая часть писателей, историков и публицистов, говорит он, старалась объяснить данное состояние общества, степень или род его цивилизации политическими учреждениями этого общества. Было бы благоразумнее начинать изучение самого общества, чтобы узнать и понять его политические учреждения. Прежде чем стать причиной, учреждения являются следствием, общество создает их прежде, чем начинает изменяться под их влиянием, и вместо того, чтобы о состоянии народа судить по форме его правительства, надо прежде всего исследовать состояние народа,
1) Статья была помешена в журнале „Devenir social" за ноябрь 1895 г.
2) Chateaubriand, Études historiques. Предисловие.
3) См. между тысячами других примеров „Observations" Мабли над историей греков и римлян, а также труды Гельвеция и Гольбаха. Религия Авраама была, по-видимому, первоначально теизмом, измышленным для того, чтобы преобразовать халдейские суеверия; теизм Авраама был извращен Моисеем, который этим воспользовался для создания „иудейских суеверий" („Système de la Nature". Londres 1781, вторая часть, стр. 186). „Чтобы реформа в Спарте не оказалась лишь временной, он (Ликург) проник, так сказать, до дна в сердце граждан и задушил в нем зародыш любви к богатству" Oeuvres complètes de M а b l y. Londres, 1789 (4-ый том, стр. 20).
чтобы судить, каково должно быть, каково могло быть его правительство»
В этом Минье совершенно согласен с Гизо. Для него также политические учреждения являются следствиями прежде, чем стать причиной. Общественное движение определяется господствующими интересами, и именно это движение определяет и форму правительства. Когда правительство перестает соответствовать состоянию народа, оно исчезает. Так, феодализм требовался нуждами людей, еще не существуя фактически; затем он существовал фактически, переставая соответствовать нуждам, отчего прекратилось, наконец, его фактическое существование. Освобождение коммун изменило все внутренние и внешние отношения европейских обществ. Оно дало новое направление политической эволюции Европы. «Демократия, абсолютная монархия и представительная система явились его результатом: демократия там, где коммуны властвовали самостоятельно, абсолютные монархии там, где они вступали в союз с королями, которых они не могли обуздать — представительная система там, где вассалы использовали коммуны, чтобы ограничить королевскую власть» 2).
Огюстен Тьерри не менее далек от точки зрения философов XVIII в. Конституции — это одежды общества, говорит он. Старая школа уделяла слишком много внимания генеалогии королей. Она не оставляла места никакой самодеятельности людских масс. «Если переселяется целый народ и находит себе новое местожительство, то это, по словам летописцев и поэтов, некий герой, чтобы прославить свое имя, задумал основать империю; если устанавливаются новые обычаи, — это какой-либо законодатель измышляет и устанавливает их. Если образовывается город, — это какой-то князь дает ему существование; и всегда народ граждане, является материалом для планов одного человека» 3). Таким образом, рассказ о каждой эпохе становился рассказом о рождении, воспитании, о жизни и смерти законодателя. Эта манера писать историю была естественной для монахов средневековья: монахи-писатели питали исключительное предпочтение к тем людям, которые приносили
1) Guizot, Essais sur l'histoire de France, dixième édition. Париж 1860 г., стр. 73 (четвертый очерк) первое изд. очерков вышло в 1823 г.
2) De la féodalité, des institutions de Saint-Louis, etc. Paris 1822 г., стр. 83.
3) Sur l'affranchissement des Communes. Это исследование — первый набросок работы по истории третьего сословия, был напечатан в Courrier Français 13 октября 1820 года.
наиболее даров церквам и монастырям. Но этот способ является недостойным современных историков. То, что нам нужно в настоящее время это настоящая история страны, история народа, история граждан. «Эта история представила бы нам одновременно примеры поведения и возбудила бы интерес, который мы напрасно ищем в авантюрах маленького числа привилегированных лиц, целиком занимающих авансцену истории. В наших душах гораздо скорее пробудилась бы привязанность к участи массы людей, которые жили и чувствовали, как и мы, — чем к судьбе вельмож и князей, о которой одной рассказывают нам и которая одна лишь не дает нам полезных уроков. Движение народных масс по пути к свободе и благоденствию нам показалось бы более внушительным, чем шествие завоевателей; — а их несчастия более трогательными, чем бедствия лишенных владения королей» 1).
Таким образом, народ, вся нация должна быть героем истории. Огюстен Тьерри говорит не иначе, как с глухим гневом об этих самых законодателях (завоевателях), к которым беспрестанно взывала историческая школа XVIII века. Это не все. В массе «граждан» есть привилегированные и обездоленные, угнетатели и угнетаемые. Внимание историков должна привлекать жизнь последних. «Мы, их потомки, думаем, что они чего-нибудь стоили и что наиболее многочисленная и наиболее забытая часть нации заслуживает того, чтобы воскреснуть в истории. Если дворянство может в прошлом претендовать на высокие воинские подвиги и воинскую славу, то есть слава и у простонародья, — слава мастерства и таланта. Простолюдин дрессировал боевого коня дворянина, он скреплял стальные бляхи его брони; те, кто увеселял замковые празднества музыкой и поэзией, были также из простонародья; наконец, язык, на котором мы сейчас говорим, — это язык простонародья; оно создало его в то время, когда во дворах и замковых башнях дворянства раздавались грубые гортанные звуки германского наречия» 2).
Не раз Огюстен Тьерри с гордостью напоминает, что он разночинец, сын третьего сословия. И он им остается во всех отношениях. Он становится на сторону этого сословия; его точка зрения, — точка зрения борьбы простонародья с дворянством, точка зрения классовой борьбы. Может быть, это удивит не одного читателя. Обычно полагают, что со-
1) Первое письмо об истории Франции, напечатанное в Courrier Français, 13 июля 1820 года.
2) Там же.
циалисты марксистской школы первые ввели эту концепцию в историческую науку, — но это ошибочно. Она была введена до Маркса, она господствовала в той исторической французской школе, которую Шатобриан неточно назвал политической школой, и к которой принадлежал Огюстен Тьерри.
Для Гизо вся история Франции есть борьба, война между классами. В продолжение более тринадцати веков Франция состояла из двух народов: один народ — победитель — дворянство; и другой — побежденный —третье сословие. В течение более 13-ти столетий народ — побежденный боролся, чтобы стряхнуть иго народа — победителя. Борьба происходила во всех формах и всяким оружием; «когда в 1789 г. представители всей Франции были созваны в одно собрание, эти два народа поспешили возобновить свой старый спор: пришел, наконец, день разрешить его» 1). «Революция изменила взаимоотношение этих двух народов; прежний народ — побежденный стал победителем, он в свою очередь завоевал Францию. Даже Реставрация была принуждена принять этот свершившийся факт. Хартия объявляла, что этот факт имеет своим источником право, и, подписывая Хартию, Людовик XVIII сделался главой новых победителей. Но народ, только что побежденный, прежний народ-победитель, не покорился своему поражению. Он продолжает свою старую 13-вековую борьбу. И в дебатах в Парламенте вопрос ставится, как он ставился и прежде: равенство или привилегии, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их — химерический замысел. Привести их к соглашению, — было бы не менее несбыточной мечтой» 2).
Здесь нет недостатка ни в ясности, ни в определенности. Но Гизо умел говорить с еще большей ясностью, с еще большей определенностью. Когда по выходе в свет вышеуказанной работы, его политические враги упрекали его в разжигании гражданской войны, он ответил, что, указав на исторический факт существования борьбы классов, он не сказал ничего нового. «Я хотел только, — писал он, — вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба сословий наполняет, или вернее, делает всю эту историю (sic!). Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не
1) Guizot, Du gouvernement de la France depuis la Restauration et du Ministère actuel. Paris 1820, p. 2 — 3.
2) Там же, стр. 108.
думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил. Факты не уничтожаются по доброй воле и ради временных удобств министерств и партий. Что сказал бы господин де-Буленвиллье, если бы, возвратясь в нашу среду, он услышал отрицание того, что третье сословие вело войну против дворянства, что оно боролось с ним постоянно за уничтожение его привилегий и за установление равенства с ним. Что сказали бы те многие мужественные буржуа, которые были посланы в Генеральные штаты для защиты или завоевания прав своего сословия, — если бы они воскресли, чтобы узнать, что дворянство не вело борьбы с третьим сословием, что оно не поднимало тревоги, видя его рост, что оно не противодействовало всегда его усилению в обществе и укреплению его влияния?»
Вся эта борьба — «это вовсе не теория, не гипотеза, это сама действительность во всей ее простоте, и не только нет ни малейшей заслуги в том, чтобы ее видеть, но оспаривать ее почти смешно» 1). Если некоторые сторонники дворянства желали предать ее забвению, так это потому, что они больше не считали свое сословие достаточно сильным, чтобы выдержать открытую борьбу и, видя его слабеющим, они старались обмануть средний класс. И Гизо громит их с бурною силою негодующего трибуна. «Выродившиеся потомки расы, владевшей огромной страной и заставлявшей дрожать великих королей, — восклицает он, — вы отрекаетесь от ваших предков и вашей истории! Чувствуя, собственный упадок, вы протестуете против вашего прошлого величия. Так как мы требуем от вас быть отныне лишь равными нам, то вы оспариваете факт, что вы были нашими господами. Я испытал бы стыд, признаюсь в том, если бы мне — буржуа — пришлось здесь восстанавливать историю Франции и доказывать противникам конституционного равенства, что они слишком скромны в своих воспоминаниях» 2).
Будучи художником больше, чем борцом, Огюстен Тьерри никогда не проповедовал классовую борьбу с такой силой и с таким гневом, как это делал Гизо, один из самых замечательных политических борцов французской буржуазии. Но тем не менее он хорошо понимал весь исторический смысл той борьбы, которую среднее сословие вело тогда с дворянством. «Современное дворянство, — писал он в 1820 г. по поводу работы Уордена о Соединенных Штатах Северной Америки, — связывает свои претензии с привилегированными людьми XVI столетия. По-
1) В приложении к двум первым изданиям цитируемой работы (предисловие третьего издания), стр. 15.
2) Там же, стр. 8.
следние считали себя происходящими от владельцев людей XIII столетия, которые в свою очередь связывали себя с франками Карла Великого, родословная которых восходила до Сикамбров Хлодвига. Здесь можно оспаривать только естественную преемственность; политическое же происхождение очевидно само собой. Так дадим эту преемственность тем, кто на нее претендует, сами же мы претендуем на преемственность — противоположную, мы — сыновья Третьего Сословия; Третье Сословие вышло из коммун (самоуправляющихся общин); коммуны были убежищами для крепостных. Крепостные были жертвы завоеваний. Итак, от одного вида к другому через промежуток времени в 15 веков мы приходим к последней разновидности завоевания, которую надлежит стереть. Дай Бог, чтобы это завоевание само отреклось от своих последних следов, и чтобы час боя не должен был пробить. Но без этого формального отречения не будем надеяться ни на свободу, ни на отдых, не будем надеяться ни на что из того, что делает пребывание в Америке столь счастливым и достойным зависти; плоды, которые приносит эта земля, никогда не станут расти на почве, которая бы оставалась пропитанной остатками захвата»
Так или иначе, мирным ли путем или при помощи «борьбы», буржуазия должна уничтожить привилегии дворянства, или, как говорил Гизо и до него еще Сиэйс, побежденный народ должен в свою очередь сделаться завоевателем. Мы могли бы легко найти у Минье и Тьера страницы, похожие на те, которые мы только что цитировали. Но это бесполезно. Теперь уже доказано, что когда марксисты говорят о классовой борьбе, они в этом случае следуют только примеру самых выдающихся теоретиков и историков третьего сословия. Больше того, Гизо нисколько не преувеличивал, говоря, что представители дворянства проповедовали эту борьбу так же, как представители третьего сословия. В «Размышлениях над историей Франции» Огюстена Тьерри, которые предшествуют его «Рассказам из времен Меровингов», читатель найдет довольно подробный анализ исторических систем до 1789 г., дающий ясное представление о том, до какой степени борьба классов, на которые распадалось старое французское общество, влияла на взгляды историков, сторонников того или иного класса. Язык какого-нибудь Буленвиллье или Монлозье часто так же отчетлив и энергичен, как язык Гизо или язык агитатора-марксиста нашего времени.
То, что отличает борьбу классов, проповедуемую французскими
1) В Censeur Européen, 2 апреля 1820 года.
историками времен Реставрации, от той, которая провозглашается социалистами наших дней, — это, прежде всего, социальное положение того класса, к которому обращаются теоретики социальной войны. Сколько бы историки времен Реставрации ни говорили о народе, о нации, о массе граждан, о третьем сословии в целом, все же на самом деле то, что они защищали, это были интересы небольшой части нации, интересы буржуазии. Гизо знал это хорошо и говорил об этом без уверток. «Я знаю..., что революция, предоставленная сама себе, свободная от страха, уверенная в торжестве, создаст естественно и неизбежно свою собственную аристократию, которая станет во главе общества, — писал он. — Но эта аристократия будет другого рода и будет совсем иначе образована, чем та, обломки которой мы видим» 1). Значит неправда, как это утверждал тот же Гизо, что борьба третьего сословия против дворянства означала борьбу равенства против привилегии. Дело, в сущности говоря, шло о торжестве новых привилегий, привилегий иначе конституированных, чем те, с остатками которых боролись Гизо и его друзья. Огюстен Тьерри, вероятно, не понимал этого так ясно, как будущий министр Людовика-Филиппа. Но и его идеал не шел дальше торжества среднего класса. Вот, например, как он резюмирует историческое дело Великой Французской Революции: «вместо старых сословий, неравных по своим правам и социальному положению (sic!) классов, образовалось общество однородное; стало 25 миллионов душ, составляющих один единственный класс граждан, живущих при одном законе, одном уставе, одном порядке» 2). Что же оставалось делать? — Ничего больше, как обеспечить новое общество от нападений сторонников старого режима и защитить завоевания буржуазии от злопамятства дворянства, побежденного в великой борьбе классов. Правда, даже после 1830 года, когда победа буржуазии стала окончательной, Огюстен Тьерри, старый ученик и «приемный сын» Сен-Симона, не находится вполне на стороне удовлетворенных, как Гизо, этот злостный враг всякого движения рабочего класса. Автор «Размышлений над историей Франции», казалось, не вполне осуждал новые социальные и политические тенденции, которые начинают появляться с первых лет царствования Людовика-Филиппа. Но он далек от того, чтобы понять эти тенден-
1) Du gouvernement de la France etc., стр. 108.
2) Considérations sur l'histoire de France, предшествующие Récits des temps mérovingiens, Paris 1840, p. 143.
ции; он желает социального мира, слияния классов, он, который при Реставрации проповедовал войну классов. Ибо, ведь, социальный мир при тогдашних условиях не может и не мог быть не чем иным, как примирением пролетариата с тем ярмом, который налагает на него «новая аристократия» 1).
Впрочем, справедливо будет вспомнить, что при Реставрации и при Людовике-Филиппе даже теоретики рабочего класса, социалисты и коммунисты, не понимали еще того, что пролетариату предстоит вести свою социальную войну и одержать свою политическую победу. За очень немногими исключениями они в рабочем вопросе стояли также за более или менее полное слияние классов, а не за их борьбу. Сен-Симон, которому Огюстен Тьерри обязан всеми своими историческими идеями, был одним из самых горячих сторонников войны пчел против трутней. Но пчелами для Сен-Симона были в той же самой мере фабрикант и банкир, как и рабочий. И то же приходится сказать и о сен-симонистах. Анфантен очень хорошо понимал, что земельная рента и прибыль с капитала являются продуктом неоплаченного труда. «Собственники, — говорит он, — утвердившие за собой землю, присваивают себе, с помощью арендной платы, часть продуктов, созданных руками трудолюбивых людей. Таков же, в самом деле, и результат отдачи в наем капиталов, а это означает, что работники платят некоторым людям, чтобы последние могли отдыхать, и чтобы они оставили в их распоряжении материалы производства» 2).
Это хорошо сказано. Но что же представляет из себя прибыль предпринимателя, который пользуется взятым в ссуду капиталом? Не является ли она также продуктом эксплуатации рабочих? Нет, отвечает Анфантен, предприниматель получает свою прибыль благодаря собственному труду. Прибыль и заработная плата это одно и то же для Анфантена, и в этом именно вопросе он показывает себя совершенно неспособным понять Рикардо, когда английский экономист говорит: зара-
1) „Социальный мир" сделался также желанием Гизо. Если после 1848 г. он высказался против Республики, то это объясняется только тем, что республика не могла обеспечить этот пресловутый мир. „Само собой очевидно, что демократическая республика, начиная со своих первых действий, близка к тому, чтобы погрузить себя и ввергнуть нас в социальный хаос", говорил он в январе 1849 г. (De la Démocratie en France, p. 42). Tempora mutantur. Как отличается этот язык от языка, которым тот же Гизо говорил в 1620 г.
2) Le Producteur. Paris 1825, Art.: Considérations sur la baisse progressive de loyer des objets mobiliers et immobiliers, 242 — 43.
ботная плата не может понизиться, если не понижается прибыль 1). Это превосходно объясняет, почему сен-симонисты не хотели и слышать о классовой борьбе. Они были глубоко убеждены, что хозяева и рабочие составляют единый класс, и что их интересы совершенно солидарны. Сен-симонисты могли бороться только против «класса военных людей и паразитов»; и даже его они предпочли бы «растрогать» и «обратить» 2).
Когда философы XVIII века гремели против «привилегий», они по существу боролись лишь против феодальной собственности. Земельный собственник, в их глазах, был наглый эксплуататор чужого труда, почти бандит. Буржуазная же собственность, напротив, являлась им в вполне благоприятном свете. Коммерческая и промышленная прибыль казалась им продуктом труда коммерсанта и фабриканта: тайна прибавочной стоимости оставалась для них непроницаемой. Буржуазные теоретики XIX века весьма кстати унаследовали эту теоретическую ошибку своих предшественников. Если доход рабочего далеко не так велик, как капиталиста, это лишь потому, что рабочий не работает или не работал столько, сколько капиталист. Отождествляя прибыль предпринимателя с заработной платой рабочего, Сен-Симон и сен-симонисты только повторяли ошибку интеллектуальных представителей буржуазии. В теории положение рабочего по отношению к хозяину и, следовательно, положение пролетариата по отношению к буржуазии становится ясным и очищенным от всяких заблуждений только с того времени, когда экономическая наука могла, наконец, объяснить происхождение и природу прибавочной стоимости. Это открытие, сделанное Карлом Марксом, положило конец всем ошибкам социалистов в понимании классовой борьбы. Социалисты наших дней охотно примут столь дорогой социалистам-утопистам проект — «обратить в свою веру» и «растрогать высшие классы» — но при условии: «обратить» и «тронуть» их после того, как они будут экспроприированы. Всякий, кто знает «человеческую при-
1) „Рикардо, — наивно замечает Анфантен, — всегда подразумевает под прибылью ренту капиталиста (Анфантен хочет сказать: ссужающего капитал. Г. П.) и говорит, что повышение цены труда уменьшает доход человека, который не работает". Там же, стр. 545.
2) „Не будет мира и благополучия ни для какого класса, пока не прекратится борьба между классами, пока они не будут обращены и растроганы, ибо все они должны быть растроганы и обращены" Le Globe, № 183.
роду», согласится, что тогда они гораздо легче «обратятся», чем теперь 1).
Социалисты наших дней хорошо знают, что раз дело идет о борьбе с аристократией, какого бы сорта она ни была, — здесь не может быть и речи ни о мире, ни об отдыхе до тех пор, пока она не побеждена и не обезоружена.
Буржуа наших дней обвиняют социалистов в разжигании войны там, где нужно успокаивать и примирять. Они утверждают, что буржуазия никогда подобным образом не действовала. Мы им ответим, как некогда Гизо ответил дворянству: «Вырождающаяся раса, и история налицо, чтобы вас пристыдить!».
«Контрреволюция всегда прекрасно понимала, что для достижения своих целей она своей первой заботой должна была ставить повсеместный захват власти, чтобы вслед за этим ее организовать и использовать в своих интересах. Пусть национальная партия, в свою очередь, знает, что ей важно не разрушить власть, а ее захватить».
Так писал Гизо в 1820 г. Пока социалисты смешивали экономические интересы пролетариата и буржуазии, они могли иметь лишь ошибочное представление о политическом долге рабочего класса. «Что касается до так называемых политических прав», писал один из сен-симонистов в 1830 г., «то мы не видим, что общего между ними и благосостоянием масс» 2). Социалисты наших дней, которые не заблуждаются более насчет непримиримого антагонизма интересов пролетариата и буржуазии, прекрасно видят, каким образом «права, называемые политическими», связаны с благосостоянием масс. Оки понимают, что всякая классовая борьба — есть борьба политическая, и они также стараются не уничтожить политическую власть, как это хотели бы «товарищи — анархисты», а захватить ее в свои руки.
Вся история цивилизованного общества есть борьба классов. Французские историки времен Реставрации знали это как нельзя лучше и не забывали до тех пор, пока на политической сцене не появился могильщик буржуазии! — современный пролетариат. Но как объясняли себе эти историки тот исторический процесс, который порождает антагонизм
1) „Одни благодаря своему уму, хорошему поведению создают себе капитал и вступают на путь благоденствия и прогресса. Другие, ограниченные, или ленивые, или развращенные, остаются в стеснительных и трудных условиях существования, основанного единственно на заработной плате". Guizot. De la Démocratie en France, p. 76.
2) Le Globe, № 183.
интересов в первоначально однородном обществе? — Читатель уже видел, что они связывали борьбу третьего сословия против дворянства во Франции с завоеванием галлов франками. Вообще завоевания играют большую роль в их философии и истории современных народов. Огюстен Тьерри рассказывает, что однажды, читая некоторые главы из Юма, дабы «подкрепить» свои политические взгляды, он был поражен идеей, которая явилась ему, как луч света, и он воскликнул, закрывая книгу: «Все это пошло со времен завоевания, под всем этим лежит завоевание». И тотчас же он придумал проект переделать историю революции в Англии с этой новой точки зрения 1).
Это было в 1817 г. С этого времени новая идея нашего автора послужила ему основанием для многих других исторических изысканий; но его «Очерк революции в Англии», изданный в 4 томе «Европейского критика» 1817 г., ясно показывает как всю ценность, так и все слабые стороны его точки зрения.
«Всякий тот, чьи предки принадлежали к числу завоевателей Англии, покидал свой замок и ехал в королевский лагерь, где и занимал положение, соответствующее его званию. Жители городов и портов толпами шли в противоположный лагерь. Тогда можно было сказать, что армии собрались — одна во имя праздности и власти, другая — во имя труда и свободы. Все праздношатающиеся, каково бы ни было их происхождение, все те, которые искали в жизни лишь наслаждений без труда — становились под королевские знамена, защищая интересы, совпадающие с их собственными интересами, и наоборот, те из потомков прежних завоевателей, которые занимались тогда промышленностью присоединялись к партии общин» 2).
Вот что таким образом, представляло из себя революционное движение в Англии в XVII веке. Бурная реакция прежних побежденных против прежних победителей. На первый взгляд это кажется весьма правдоподобным. Но, когда перечитываешь указанный отрывок, является сомнение. Там были потомки прежних победителей, которые, занявшись промышленностью, присоединялись к партии труда и свободы». С другой стороны королевский лагерь наполнялся всеми теми, кто желал только «наслаждения без труда». И между ними находились.
1) Dix ans d'études historiques, том VI des Oeuvres complètes Огюстена Тьерри. Предисловие.
2) Vues des révolutions, etc. Oeuvres complètes Огюстена Тьерри. Том VI, стр. 66.
по словам нашего историка, люди всех «каст». Было же здесь, стало быть, расхождение интересов, в котором большую роль сыграло экономическое движение, вызванное прогрессом «промышленности». Впрочем Огюстен Тьерри об этом сам говорит: «с обеих сторон война велась за положительные интересы. Все остальное было внешностью или предлогом. Люди, отстаивавшие дело подданных, были по большей части пресвитерианами, т. е. они не хотели никакого подчинения даже в религии. Те, которые примыкали к противной партии, принадлежали к англиканскому или католическому исповеданию; это потому, что даже в религиозной области они стремились к власти и к обложению людей налогами» 1).
Дело, таким образом, совершенно ясно. Борьба велась за экономические интересы партий и сама власть была по существу лишь орудием, которым эти партии старались завладеть, в целях торжества их интересов. Огюстен Тьерри понимал это так же хорошо, как и Гизо 2). Это не все. Он понимал также, что, вторгаясь в Англию, норманны ставили перед собой определенную экономическую цель: они желали приобресть (gagner), как говорит он, воспроизводя выражение одного старого летописца. Он цитирует речь, произнесенную Вильгельмом Завоевателем перед битвой при Гастингсе, которая показывает нам скрытую подоплеку завоевания 3). Зачем же ему было апеллировать к завоеванию там, где оно, будучи далеко не в состоянии дать окончатель-
1) Там же, та же страница.
2) Guizot Histoire de la révolution d'Angleterre. В предисловии автор с большой проницательностью объявляет поверхностным и легковесным мнение, согласно которому революция в Англии была скорее политической, в то время как французская стремилась преобразовать и правительство и общество. „Направление ее, — говорит он. — было такое же, как и ее происхождение". Английская революция берет начало из изменений, происшедших в „социальном положении и нравах английского народа". Стр. 11 — 12 1 тома (издание 1841 г.) и Discours sur l'histoire de la révolution d'Angleterre. Berlin 1850.
3) „Сражайтесь храбро, — воскликнул он, обращаясь к своим друзьям, — убивайте всех; если мы победим, мы все разбогатеем. То, что приобрету я, приобретете вы все; если у меня будет земля, будут земли и у вас" (Histoire de la conquête de l'Angleterre par les Normands, Paris 1838; том 1, стр. 352). С другой стороны, те, на кого нападали, говорили между собою: „мы должны бороться, какова бы ни была опасность, потому что тут дело идет не о признании нового господина... а совсем о другом. Герцог норманнский роздал уже наши земли своим рыцарям и всем людям, которые по большей части уже и признали себя за это его вассалами; они все захотят иметь свою долю; герцог станет нашим королем, и сам вынужден будет отдать им наше имущество" и т. д. Там же, стр. 347.
ного объяснения явления, в свою очередь по своей цели, а особенно по своим результатам, объясняется социальным положением победителей и побежденных.
Дело в том, что школа, к которой принадлежал Огюстен Тьерри, имела весьма смутные представления об экономической истории человечества.
Так же, как и буржуазные экономисты, они считали капиталистическое общество единственным, соответствующим человеческой природе и воле провидения. Всякая общественная организация, которая не основывалась на капитализме, им казалась противоестественной и по меньшей мере странной (bizarre) 1). Они способны были прекрасно объяснить борьбу средневековой буржуазии с феодальным дворянством, это было движение естественное, т. к. оно должно было привести строение общества к типу, продиктованному природой. Но что касается самого феодального строя, то они могли видеть в нем только отклонение исторического движения от его нормального направления. Наиболее допустимое объяснение подобного отклонения заключалось в насилии завоевателей. Насилие и злоба немного также в «природе человека». Ища в ней основу данной социальной организации, мы не покидаем, таким образом, точки зрения «человеческой природы» и одним ударом убиваем двух зайцев; хорошими сторонами человеческой природы мы объясняем капиталистическую систему и все движение, которое стремится к ее установлению; дурными сторонами этой природы объясняем происхождение феодального строя и всякой другой социальной организации, более или менее «странной» в глазах буржуа.
Огюстен Тьерри совершенно так же, как Гизо и Минье, думает,
1) Так Огюстен Тьерри называет институт рода у старых британских племен. По Гизо — „всегда и везде были и будут существовать рантьеры. предприниматели и наемные рабочие. Эти различия вовсе не случайные или специфические явления, присущие той или иной стране; это явления всеобщие, которые естественно воспроизводятся во всяком человеческом обществе. И чем ближе присматриваешься, тем более убеждаешься в том, что эти явления, с одной стороны, находятся в тесной связи и в глубокой гармонии с природой человека, которую нам дано познать, а с другой — с тайнами ее судьбы, которую дано нам только предвидеть" (De la Démocratie en France, p. 77, 78 — 78). Не был ли прав Маркс, говоря, что буржуазные экономисты, как, впрочем, и все теоретики этого класса, знают только два рода учреждений: искусственные либо естественные, и что они в этом похожи на теологов, которые устанавливают также два сорта религий; всякая чужая религия — дело людей, в то время как их собственная исходит от Бога (Misère de la Philosophie, p. 113).
что он поднялся выше исторических взглядов философов предшествующего века, которые видели в средневековье только длительное я непрерывное торжество человеческой глупости. Он претендовал на гораздо большую справедливость по отношению к этой эпохе.
В самом деле, он понимал ее лучше, чем философы XVIII века, но то, что он видел, были освободительные стремления тогдашних горожан, «образование и успехи третьего сословия», а не «природа» феодального строя, в его целом. Он понимал феодальный строй в его разложении, но не в его происхождении. Что касается до происхождения, то «завоевание» не переставало быть для него разрешением загадки
Мы указали выше, что Or. Тьерри обязан был Сен-Симону всеми своими историческими идеями. Сен-Симон придерживался мнения, что и Гизо заимствовал у него свои исторические взгляды. Как бы то ни было, но бесспорно, что тот, кто внимательно прочтет Сен-Симона, не найдет в трудах Гизо ничего нового по части философии истории. Так вот, Сен-Симон, который настаивал на превосходстве средневековой социальной организации над социальной организацией древних народов, оценивал эти преимущества только с точки зрения того простора, который она давала развитию современного «промышленного» строя. Феодализм же для него — не что иное, как система, основанная исключительно на праве более сильного, система, в которой господствует дух завоевания 1).
Бесспорно, что смысл исторического бытия феодальных сеньоров заключался прежде всего в их военной функции. В этом смысле можно говорить о военном характере их собственности. Не нужно, однако, забывать, что такое суждение не больше, как façon de parler. Почему в современной Европе военная служба ограничена иначе, чем в средние века? Почему она изменила свою «природу»? Потому что экономическая структура европейских обществ не та, какою она была в то время. Спо-
1) „Единственный важный пункт, на котором обычно сходятся современные историки всех наций — есть не что иное, как заблуждение. Они все прозвали века, которые протекли с IX до XV столетия — веками варварства, а на самом деле это были как раз те века, когда устанавливались все те деятельные учреждения, которые дали европейскому обществу решающее политическое превосходство над всеми обществами, ему предшествовавшими. (Mémoire sur la gravitation universelle в сочинениях Сен-Симона и Анфантена). Средневековье это эпоха, когда „война была и должна была быть рассматриваема, как первое средство процветания наций" и где поместная собственность была, „по своему происхождению и природе, чисто военной". L'organisateur, Oeuvres т. XX, стр. 81 и 83.
соб производства, господствующий в обществе, определяет в последнем счете способ удовлетворения общественных потребностей.
Сколько бы историки той школы, о которой мы здесь говорим, ни повторяли вслед за Минье, что феодализм заключался в потребностях раньше, чем он осуществился в действительности, все же они понимали его «природу» так же мало, как и происхождение потребностей общественного человека в зависимости от различных фазисов ею эволюции. Их философия истории сводилась к следующему: раньше, чем стать причиной, политические конституции являются следствием; корень (этих конституций) находится в социальном состоянии народов. Социальное состояние определяется состоянием собственности, а у современных народов — преимущественно состоянием земельной собственности 1). Наконец, что касается собственности, она объясняется природой человека или более или менее сильным искажением этой природы.
Природа человека, которая уже в XVIII ст. играла столь значительную роль в политических и социальных теориях философов и которую О. Кант, мнимый враг метафизики, сделал настоящей сущностью своей будто бы «социологии», — не больше, как риторический образ. Неизменна ли человеческая природа? В таком случае не она может объяснить нам происходящие в общественных отношениях изменения, совокупность которых образует то, что мы называем историческим процессом. Изменяется ли она в свою очередь? Тогда нужно найти причину этих изменений. В обоих случаях «природа человека» одинаково далека от того, чтобы объяснить что бы то ни было в историческом движении человечества.
«Отношения собственности» у австралийских племен не похожи на те, которые существуют в настоящее время у народов Западной Европы. Чем это объясняется? Тем ли, что австралийцы имеют природу, отличающуюся от природы европейцев, или тем, что они противятся голосу природы? Ни тем ни другим. Их отношения собственности являются такими, какими они должны быть при нынешнем состоянии их произво-
1) Mignet, De la Féodalité, стр. 35 и особенно Guizot, Essais sur l'histoire de France. Изучение поземельных отношений должно, значит, предшествовать изучению гражданского быта; чтобы понять политические учреждения, нужно быть знакомым с различными социальными условиями и их взаимоотношениями. Чтобы понять эти различные социальные условия, нужно знать природу и отношения собственности (стр. 75, 76 — 10-е изд.). Сравните с Сен-Симоном: „Закон, который образует собственность — самый важный из законов. Это тот закон, который служит основой социального строя".
дительных сил. Они естественны, поскольку они остаются в соответствии с этим состоянием. Они сделаются противоестественными тогда, когда производительные силы австралийских племен достигнут более высокого уровня развития.
Для того, чтобы существовать, человек должен воздействовать на внешнюю природу, он должен производить. Действие человека на внешнюю природу определяется в каждый данный момент его средствами производства, состоянием его производительных сил: чем больше эти силы, тем продуктивнее их действие. Но развитие производительных сил приводит неизбежно к известным переменам в отношениях производителей друг к другу в общественном процессе производства. Это те изменения, которые на юридическом языке называются изменениями отношений собственности. А так как изменения в состоянии собственности приводят к изменениям во всей общественной структуре, то можно сказать, что развитие производительных сил изменяет «Природу» общества, и так как, с другой стороны, человек есть продукт окружающей его социальной среды, то, очевидно, что развитие производительных сил, изменяя «природу» социальной среды, изменяет «природу» человека. Природа человека (таким образом) — не причина, а только следствие.
Если бы мы, с этой точки зрении, которая есть точка зрения материалистического понимания истории, захотели разобрать основную историческую концепцию Гизо, Минье и Огюстена Тьерри, нужно было бы сказать:
Совершенно правильно то, что раньше, чем стать причиной, политические конституции являются следствием; также правильно то, что для того, чтобы понять политические учреждения, нужно знать различные социальные условия и их взаимоотношения, очень правильно и то, что для того, чтобы понять различные социальные условия, нужно знать природу и отношения собственности. Но состояние собственности имеет гораздо большее социальное значение, чем то, которое придавали ему наши историки. Это состояние дает себя чувствовать везде и не только у современных народов; неправильно также утверждать, что характер политических учреждений определяется главным образом природой земельной собственности; влияние того, что называют движимой собственностью, не менее значительно. Если в средние века крупные земельные собственники составляли господствующий класс в обществе, это вытекало из состояния производительных сил того времени.
Наконец, причину исторического развития форм собственности нужно искать не в природе человека, а в развитии производительных сил.
Мы приходим, таким образом, к выводу, который для многих читателей, предубежденных против материалистического понимания истории, покажется довольно неожиданным. Вывод этот сводится к следующему: исторический материализм Карла Маркса не осуждает поголовно и без разбора исторические идеи предыдущих школ; он только освобождает эта идеи от фатального противоречия, благодаря которому эти идеи не могли выйти из заколдованного круга.
Другой вывод, который нам кажется не менее достойным внимания, состоит в следующем: если неправильно утверждать, что Маркс был первым, кто заговорил о классовой борьбе, то все же не подлежит сомнению, что он первый раскрыл настоящую причину исторического движения человечества, и тем самым «природу» различных классов, которые один за другим появляются на мировой арене. Будем надеяться, что пролетариат сумеет хорошо воспользоваться этим ценным открытием великого мыслителя-социалиста.
ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛИЗМА
Предисловие.
В трех очерках, отдаваемых мною на суд немецкого читателя, я делаю попытку истолковать и объяснить материалистическое понимание истории Карла Маркса, которое является одним из величайших завоеваний теоретической мысли XIX столетия.
Я прекрасно сознаю, что мой вклад очень скромен. Чтобы убедительно доказать всю ценность и все значение названного понимания истории, надо было бы написать подробную историю материализма. Не имея возможности сделать это, я вынужден ограничиться сравнением в отдельных монографиях французского материализма XVIII века с современным материализмом.
Из представителей французского материализма я выбрал Гольбаха и Гельвеция, которые, по моему мнению, были во многих отношениях весьма крупными мыслителями и до нашего времени не получили надлежащей оценки.
Гельвеция много раз опровергали, на него часто клеветали, но мало кто дал себе труд понять его. При изложении и критике его произведений мне пришлось, если позволено будет так выразиться, работать на девственной почве. Указанием мне могли служить только несколько беглых замечаний, найденных мною в сочинениях Гегеля и Маркса. Конечно, не мне судить, насколько правильно я использовал все, что я заимствовал у этих великих учителей в области философии.
Гольбах, менее смелый в своих логических выводах и менее революционный в своем мышлении, чем Гельвеций, еще при жизни меньше шокировал, чем автор книги «О духе». Его боялись не так, как последнего. Поэтому Гольбаха судили более благосклонно и к нему были более справедливы. Тем не менее, и его поняли только на половину.
Как и всякая современная философская система, материалистическая философия должна давать объяснение двух родов явлений: с одной стороны, природы, с другой — исторического развития человечества. Философы-материалисты XVIII века, во всяком случае, те из них, которые
примыкали к Локку, в такой же мере имели свою философию истории, как и свою натурфилософию. Чтобы убедиться в этом, достаточно только перелистать их произведения. Поэтому, историки философии безусловно должны были бы изложить и подвергнуть критике исторические идеи французских материалистов, как они изложили и подвергли критике их понимание природы. Эта задача, однако, не была разрешена. Так, например, когда историки философии говорят о Гольбахе, они принимают обыкновенно во внимание только его «Систему природы» и в этом произведении подвергают исследованию только то, что имеет отношение к натурфилософии и к морали. Они игнорируют исторические воззрения Гольбаха, в изобилии рассеянные в «Системе природы» и в других его произведениях. Нет, поэтому, ничего удивительного, что широкая публика даже не подозревает о существовании этих взглядов и составляет себе совершенно неполное и ложное представление, о Гольбахе. Если принять еще во внимание, что этика материалистов почти всегда истолковывается превратно, то придется признать, что очень многое в истории французского материализма XVIII века нуждается в поправках. Следует заметить, что указанный нами прием встречается не только в общих курсах по истории философии, но и в специальных историях материализма, — впрочем, пока еще очень немногочисленных — так, например, в немецкой работе Ф. А. Ланге, которая считается классической, и в книге француза Жюля Сури.
Что касается Маркса, то достаточно указать, что ни историки общей философии, ни историки материализма, в частности, не дают себе даже труда упомянуть об его материалистическом понимании истории.
Когда палка перегнута в одну сторону, для выпрямления необходимо перегнуть ее в обратную. В настоящих очерках я вынужден был поступить именно таким образом: я должен был прежде всего изложить исторические идеи рассматриваемых мыслителей.
С точки зрения той научной школы, к которой я имею честь принадлежать, «идеальное есть не что иное, как переведенное и переработанное в человеческой голове материальное». Кто хочет с этой точки зрения излагать историю идей, должен потрудиться объяснить, как и каким образом идеи той или иной эпохи были порождены ее социальными условиями, то есть в конечном счете ее экономическими отношениями. Дать такое объяснение — это огромная и благодарная задача, разрешение которой совершенно преобразует историю идеологий. В настоящих очерках я делаю попытку подойти к решению этой задачи. Но я не мог посвятить ей надлежащее внимание, и по весьма простой при-
чине: прежде чем ответить на вопрос, почему развитие идей совершалось тем или иным образом, надо сперва уяснить себе, как шло это развитие. В применении к нашей теме это значит, что объяснить, почему материалистическая философия развивалась так, как мы это видим у Гольбаха и Гельвеция в XVIII и у Маркса в XIX столетии, можно только после того, как ясно будет показано, чем была в действительности эта философия, которую так часто не понимали и даже совершенно извращали. Прежде чем строить, надо расчистить почву.
Еще одно слово. Может быть, читатели найдут, что я недостаточно подробно остановился на теории познания разбираемых в книге мыслителей. На это я могу возразить, что я старался точно изложить их взгляды в этом пункте. Не принадлежа, однако, к сторонникам столь модной в настоящее время теоретико-познавательной схоластики, я не имел желания подробно останавливаться на этом совершенно второстепенном вопросе.
Женева. Новый год, 1896.
Гольбах.
Мы собираемся говорить об одном из материалистов. Но что же такое материализм?
Обратимся к величайшему из современных материалистов.
«Великим основным вопросом всякой, а особенно новейшей философии, является вопрос об отношении мышления к бытию, — говорит Фридрих Энгельс в своей прекрасной книжке «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». — Но он мог быть резко поставлен и приобрести все свое значение лишь после того, как европейское человечество пробудилось от долгой зимней спячки христианских средних веков. Уже в средневековой схоластике игравший большую роль вопрос о том, как относится мышление к бытию, что чему предшествует: дух природе или природа духу, — этот вопрос, назло церкви, принял более резкий вид вопроса о том, создан ли мир богом, или он существует от века? Сообразно тому, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира... составили лагерь идеализма. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма».
Итак, по словам Фридриха Энгельса, быть материалистом значит видеть в природе первоначальный элемент; Гольбах охотно принял бы это определение. Так, например, психическая жизнь животного представляла, с его точки зрения, лишь «естественное» явление, и для решения психологических вопросов, по его мнению, нет надобности выходить из области исследования природы 1). Это мнение сильно отличается от тех догматических утверждений, которые так часто и так неосновательно приписываются материалистам. Правда, Гольбах видел в природе
1) ,,Le bon sens puisé dans la Nature, suivi du testament du curé Meslier". A Paris, l'an I de la République, 1., p. 175.
только материю или «разные материи», он еще признавал четыре элемента или стихии древних философов — воздух, огонь, землю, воду; не следует забывать, что он писал в 1781 году 1). Точно так же он признавал в природе только материю или материи, движение или разные движения; Дамирон и другие критики пытались опровергнуть Гольбаха, подсовывая ему свое понятие материи; исходя из этого понятия, они победоносно доказывали, что материя недостаточна для объяснения явлений природы. Победа доставалась легко, но, конечно, не такими доводами можно сокрушить материализм 2). Критики подобного рода не понимают, или представляются непонимающими, что можно иметь о материи совсем иное понятие, нежели то, которое они признают правильным. По словам Гольбаха: «Если бы мы подразумевали под природою груду мертвых, бескачественных, вполне пассивных тел, то, конечно, мы были бы вынуждены искать начало движений вне этой природы; но если мы станем подразумевать под природою то, что она есть на самом деле, а именно целое, с различными частями, обладающими разными свойствами, с частями, которые, соответственно этим различным свойствам, в большей или меньшей степени активны, находясь в постоянном взаимодействии друг с другом, при чем одни из них имеют вес, тяготея к одному общему центру, тогда как другие отделяются от него, двигаясь по периферии, которые взаимно притягиваются и отталкиваются, соединяются и разъединяются, которые порождают и разлагают своими постоянными столкновениями и новыми соединениями все видимые нами тела, тогда нам не представится надобности прибегать к сверхъестественным силам, чтобы отдать себе отчет в образовании вещей и в видимых явлениях» 3).
Уже Локк допускал, что материя могла бы обладать способностью мышления. Для Гольбаха это допущение представляется наиболее ве-
1) „Природа в широчайшем значении слова есть великое целое, составленное из соединения разных материй, их различных сочетаний и движений, наблюдаемых нами во вселенной". Système de la Nature ou des Loix du Monde Physique et du Monde Moral, Londres 1781, 1 p. 3.
2) По Дамирону, напр., материя не обладает способностью к мышлению. Почему? „Потому что материя не мыслит, не познает, не действует". (Mémoires pour servir à l'histoire de la Philosophie au XVIII Siècle, Paris 1858, p. 409). Восхитительная логика! Впрочем, и Вольтер, и Руссо впадали в ту же ошибку, полемизируя с материализмом. Так, Вольтер уверял, что „всякая деятельная материя указывает на действующее на нее нематериальное существо". Для Руссо материя „мертва"; он никогда „не мог понять, что такое живая молекула".
3) Système de la Nature, I, p. 21, 1781.
роятным «даже, если принять теологическую гипотезу, т. е. допустить, что материю движет (всемогущий двигатель» 1). Вывод Гольбаха очень прост и действительно очень убедителен. «Так как человек есть материя, которая является источником его идей, и в то же время обладает способностью мыслить, стало быть, материя способна мыслить или способна к особому видоизменению состояния, называемому нами мышлением» 2). От чего же зависит это видоизменение? Здесь Гольбах предлагает две гипотезы, представляющиеся ему одинаково вероятными. Можно допустить, что чувствительность материи «есть результат свойственного животному расположения, соединения, так что мертвая, не чувствующая материя перестает быть мертвою и становится способною к ощущению, когда она анимализируется, т. е. соединяется и отожествляется с каким-либо животным». Разве мы не видим, что молоко, хлеб, вино превращаются в вещество человека, т. е. чувствующего существа? Эти мертвые вещества, стало быть, становятся чувствующими, соединяясь с чувствующим существом. Другая гипотеза — это та, которая была выставлена Дидро в его замечательном «Разговоре» между Даламбером и Дидро. «Некоторые философы, — пишет Дидро, — полагают, что чувствительность есть общее свойство материн. В таком случае, бесполезно искать источника этого свойства, известного нам по его действиям. Приняв подобную гипотезу, придется последовать примеру тех, которые различают в природе два рода движения, одно под именем живой силы, другое под именем мертвой силы, и различать два рода чувствительности: одну активную, или живую, другую — пассивную, или мертвую, тогда анимализация вещества станет лишь уничтожением задержек, препятствующих ей стать деятельною и чувствительною».
Как бы то ни было и какова бы ни была гипотеза, принятая нами относительно чувствительности, во всяком случае, по Гольбаху «нематериальное существо, подобное тому, каким считают человеческую душу, не может быть субъектом этой души» 3).
Читатель, пожалуй, скажет, что ни та, ни другая гипотеза не отличается достаточной ясностью. Мы знаем это, и Гольбах знал не хуже
1) Le bon sens, I, p. 176.
2) Système de la Nature, I, p. 81, прим. 26.
3) „Systeme de la Nature, I, p. 90 — 91. Ламеттри тоже считает обе гипотезы почти одинаково правдоподобными. Ланге с о в е р ш е н н о н е с п р а в е д л и в о приписывает ему другой взгляд. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть шестую главу „Traite de l'âme". Ламеттри думает даже, что «все философы всех веков (конечно, за исключением картезианцев) признавали за материей способность ощущения". Ср. его Oeuvres, Amsterdam 1764, I, p. 97 — 100.
нас. «Свойство материи», называемое нами «чувствительностью», представляет, действительно, трудно разрешимую загадку. «Но, — говорит Гольбах, — простейшие движения нашего тела представят для каждого, кто начнет об этом размышлять, такие же трудно разрешимые загадки» 1).
В одной беседе с Лессингом, Якоби сказал: «Я люблю Спинозу, но плохое доставляет он нам спасение». Лессинг ответил: «Да, пожалуй... А все же... Разве вы знаете что-нибудь лучшее?» 2).
Материалисты, вроде Гольбаха, могли бы точно так же ответить противникам: «Знаете ли вы что-нибудь лучшее?». Да и где искать это лучшее? В субъективном идеализме Беркли? В абсолютном идеализме Гегеля? В агностицизме и в неокантианстве наших дней?
«Материализм, — уверяет Ланге, — упорно принимает мир чувственной видимости за мир действительных вещей» 3). Это написано по поводу доводов, выставленных Гольбахом против Беркли. Ланге дает понять, что Гольбах не знал многих, весьма немудреных вещей. Пусть Гольбах ответит сам за себя.
«Нам неизвестна сущность ни одной вещи, если под словом сущность подразумевать то, что образует своеобразную природу вещи. Мы познаем материю лишь по восприятиям, ощущениям и идеям, которые она нам доставляет; и, поэтому, мы судим о материи хорошо или дурно, смотря по способностям наших органов» 4).
«Нам неизвестна ни сущность, ни истинная природа материи, хотя мы в состоянии познавать некоторые из ее свойств и качеств, смотря по способу, как она на нас действует» 5).
«Для нас материя есть то, что так или иначе влияет на наши чувства; а свойства, приписываемые нами различным материям, основаны на различных впечатлениях или переменах, производимых ею в нас» 6).
Странно, не правда ли? Здесь старик Гольбах высказывается в том же духе, как и нынешние представители «теории познания». Каким образом Ланге не узнал в Гольбахе своего союзника?
Дело в том, что Ланге ведет всю новейшую философию от Канта да, как Мальбранш, видит все вещи в боге. Ланге никак не мог себе представить, что еще до появления «Критики чистого разума» могли суще-
1) Le bon sens, I, pg. 177.
2) Jacobi's Werke, IV, p. 54.
3) Geschichte des Materialismus, 2 Aufl., Iserlohn 1873, I, p. 378.
4) Système de la Nature, II, p. 91 — 92.
5) Ibid, p. 116.
6) Système de la Nature, I, p. 28.
ствовать люди, да еще «материалисты», которым были известны истины, в сущности достаточно старые, но представляющиеся Ланге величайшими открытиями новейшей философии. Он читал Гольбаха с предвзятым мнением.
Но это еще не все. Между Гольбахом и Ланге есть, без сомнения огромное различие. Для Ланге, как кантианца, «вещь в себе» совершенно непознаваема. Для Гольбаха, как «материалиста», наш ум, т. е. наша наука, вполне способна открыть по крайней мере некоторые свойства «вещи». И автор «Системы природы» не ошибался в этом пункте.
Попробуем рассуждать следующим образом. Мы строим железную дорогу. На языке кантианцев это значит, что мы вызываем возникновение определенных явлений.
Но что такое явление? Это результат влияния на нас «вещи в себе». Итак, строя нашу железную дорогу, мы заставляем «вещь в себе» действовать на нас желательным для нас образом. Но что дает нам средства влиять на «вещь в себе» в этом направлении? Знание ее свойств, и ничто другое, как именно знание этих свойств.
И для нас весьма выгодно, что мы можем достаточно близко познакомиться с «вещью в себе». В противном случае мы не могли бы существовать на этой земле и, по всей вероятности, должны были бы отказаться от удовольствия заниматься метафизикой.
Кантианцы цепко держатся за непознаваемость «вещей в себе». По их мнению, эта непознаваемость дает доброму Лампе и всем хорошим филистерам неоспоримое право иметь своего более или менее «поэтического» или «идеального» бога. Гольбах думал иначе.
«Нам беспрестанно повторяют, — говорит он, — что наши чувства обнаруживают нам лишь скорлупу всех вещей, что наш ограниченный ум не может постичь бога. Допустим это, но наши чувства не обнаруживают нам даже скорлупу бога... Так как мы сотворены, для нас обще не существует вещи, о которой мы не имеем никакого представления» 1).
1) Système de la Nature, II, p. 109 — 113. Фейербах говорил то же самое. Вообще его критика религии имеет много сходного с критикой Гольбаха. Что касается превращения „вещи в себе" в бога, то следует отметить, что отцы церкви определяли своего бога точно так, как кантианцы свою «вещь в себе». Так, согласно Августину, бог не подходит ни под одну из категорий: „ut sic intelligamus Deum, si possumus, quantum possumus, sine qualitate bonum, sine quantitate magnum, sine indigentia creatorem, sine situ praesidentem, sine loco ubique totum, sine tempore sempiternum" etc. „Мы должны понимать бога, если только можем это
Несомненно, однако, что материализм Гольбаха, как и весь французский материализм XVIII века, как вообще всякий материализм до Маркса, имеет свою ахиллесову пяту. Коренной недостаток этого материализма — отсутствие всякой идеи эволюции. Правда, у людей, подобных Дидро, мы находим порою гениальные догадки, которые могли бы сделать честь крупнейшим из новейших эволюционистов. Однако, эти догадки стоят вне всякой связи с сущностью их учения: исключения лишь подтверждают правило. Идет ли речь о природе, о морали или об истории, «философы» XVIII века везде обнаруживают то же отсутствие истинного диалектического метода, то же господство метафизической точки зрения. «Интересно видеть, как трудится Гольбах над выработкою сколько-нибудь подходящей гипотезы происхождения нашей планеты или человека. Задачи, решенные новейшим естествознанием, проникнутые духом эволюционизма, представлялись философу XVIII столетия неразрешимыми.
Поділіться з Вашими друзьями: |