Рабочая программа По дисциплине «Психология общения»



Скачати 261.27 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір261.27 Kb.
#5204
ТипРабочая программа
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»

«Утверждаю»

Директор АНО СПО «СКЭД»______________М.Э. Булгакова








Рабочая программа

По дисциплине «Психология общения»
Для специальности(ей) 080110

(код специальности)



«Банковское дело»

(название специальности)


Ставрополь, 2012 г.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии «Экономика и банковское дело»
«____»______________ 2012 г. Протокол №___________________________
Председатель ПЦК ________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


Продление действия рабочей программы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___
Председатель ПЦК _____________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___
Председатель ПЦК________________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___
Председатель ПЦК________________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)


Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена на исполнение в 20__/20____уч. году ______ «____» ______________20__г. Протокол №___
Председатель ПЦК_______________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы)



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель:

  • ознакомление студентов с основными направлениями управленческой деятельности согласно представлениям современной психологии управления.

Задачи:.

  • Расширить психологическое образование студентов и дополнить общепсихологическую базу управленческой тематикой.

  • Осуществить практическую подготовку к решению профессиональных и жизненных проблем в области управленческих отношений.

  • Обеспечить личностный рост и самопознание студентов на основе расширения управленческой идентичности.

  • Развить у студентов практические умения и навыки в области применения современных методов психологии управления.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Учебная дисциплина психология общения входит в общий социально-гуманитарный и экономический цикл дисциплин основной профессиональной образовательной программы.


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенцийу обучающегося:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействовать между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • решать психологических проблем в системах управления;

  • решать практических социально-психологических проблем в процессе управления;

  • решения методологических проблем психологического анализа управленческих процессов и явлений

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • теоретические закономерности жизни и динамики систем управления;

  • методы управленческо-психологического консультирования.

  • основные понятия психологии управления понятие управления и его

  • психологические механизмы управленческой деятельности;


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

48

48

в том числе:







Лекции (Л)

24

24

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

24

24

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (всего) (СР)

14

14

в том числе:







Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Контрольная работа







Реферат







Самоподготовка (самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.)







Вид промежуточной аттестации




зачет

Общая трудоемкость, час

62

62


5. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание дисциплины


№ раздела

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

Тема 1

Понятие управления, его психологические механизмы и структура.

Управление как способ организации деятельности и обеспечения порядка в группе. Управление и разделение труда. Место управления в системе социальных процессов. Психологические основы управления. Структура процесса управления. Свойства субъекта управления. Свойства объекта управления. Управление и власть. Три направления руководства организацией.

Тема 2

Развитие психологических теорий управления и управленческо-психологическая мысль в России.

Предыстория психологии управления. Первое исследование по психологии управления (Л.Т.Терман). Элементы психологии управления в системе Тейлора. Вклад в психологию управления доктрины человеческих отношений. Психология управления в рамках концепции открытых социальных систем. Тенденция к психологизации управления. Развитие управленческо-психологической мысли в России. Как управляли в России в древние времена. Управленческие принципы Петра I и Екатерины II. Вопросы психологии управления в работах В.О.Ключевского. Психология управление и российская философия собственности. Работа А.Зыкова «Как и чем управляются люди». Идеи М.И.Драгомирова по вопросам управления. Обобщение управленческого опыта российских предпринимателей. Вопросы психологии управления в сочинениях В.И.Ленина.

Тема 3

Управленческий персонал организации и психология управленческой команды

Теория лидерских черт личности. Харизматическая личность. Базовые качества личности руководителя. Управленческий интеллект. Лидерский характер. Типология лидерства. Личность и стиль управления. Основные управленческие ориентации менеджера. Авторитет руководителя среди сотрудников: что думают подчиненные о начальнике. Управленческая команда организации как специфическая группа, ее социально-психологическая структура и динамика. Контакты и взаимоотношения среди менеджеров. Соперничество и сотрудничество. Статус менеджера в организации. Динамика руководящего персонала организации.

Тема 4

Подчинение в системах управления

Подчинение как вторая сторона власти. Мотивы подчинения. Мотивы неподчинения. Отношение к власти и ее представителям. Образ подчиненного в глазах начальника. Концепция «экономического человека». «Теория «Х» и теория «Y». Подчиненный как потенциальный руководитель. Лидерство в среде сотрудников. Страх перед начальством. Что необходимо знать менеджеру о подчиненном. Групповые объекты управления. Организация как объект управления. Управляемость организаций различного типа. Регуляция взаимоотношений между подразделениями организации. Практические психологические проблемы группы. Социально-психологические механизмы группой саморегуляции. Дисциплина организации. Менеджер и общественное мнение организации. Трудовая мораль персонала. Методы оценки состояния сотрудников (мониторинг). Феномен групповой нормы выработки.

Тема 5

Психологические особенности деятельности как объекта управления

Психологическая структура деятельности. Предмет деятельности. Цели и мотивы деятельности. Средства и способы деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности. Почему деятельность нуждается во внешней регуляции? Психологические методы оптимизации деятельности в организации.

Тема 6

Психологические особенности деятельности руководителя. Процесс организации и регулирования деятельности подчиненных подразделений

Подготовка сотрудников к принятию новых задач. Правила постановки целей перед подчиненными. Психологические и социально-психологические критерии распределения работы среди сотрудников. Краткосрочные и долгосрочные цели. Основные мотивационные проблемы организации деятельности. Социально-психологические условия эффективности контроля за деятельностью сотрудников.

Тема 7

Управленческое мышление: интеллект менеджера и управленческие решения.

Психологические особенности управленческих задач. Две стороны управленческого интеллекта: ориентация на задачи и на человеческие проблемы. Феномен децентрации в процессе принятия управленческих решений. На чем основывается способность менеджера контролировать ситуацию организации в целом? Основная управленческая дилемма: вникать в детали или мыслить стратегически

Тема 8

Управление мотивацией деятельности подчиненных.

Возможность управлять мотивационными процессами человека. Групповые факторы регуляции мотивов. Методы оценки трудовой морали персонала. Социально-психологические условия эффективности оплаты труда. Неэкономические методы воздействия на мотивы труда. Мотивы конкуренции и состязательности. Использование мотивационных факторов деятельности.

Тема 9

Развитие личности сотрудников, решение индивидуально-психологических проблем.

Потребности организации в личностном и профессиональном росте сотрудников. Развиваемость личности. Развивающие факторы трудовой деятельности и управленческих отношений. Усвоение культуры организации. Лояльность относительно организации. Формирование духа творчества и ответственности. Личностный рост руководящего персонала организации. Предупреждение профессиональной деформации личности.

Тема 10

Сплочение коллектива организации.

Дух команды. Показатели сплоченности и интегрированности организации. Совместимость сотрудников и пути ее роста. Согласие между сотрудниками. Проблема взаимоотношений сотрудников.

Тема 11

Управление межгрупповыми отношениями в организации: разрешение конфликтов, поддержание дисциплины и порядка в организации

Оптимизация контактов между подразделениями организации. Контроль межгруппового соперничества.

Прогнозирование и учет последствий управленческих решений в области межгрупповых отношений. Конфликты в системах управления. Конфликты между работодателями и служащими. Управление как конфликтоген. Основной управленческий конфликт. Как управлять без конфликтов. Управленческая ошибка как причина конфликта. Политика руководства организации относительно конфликтов. Управление конфликтом. Известные мировые дисциплинарные системы. Дисциплина в системе научного управления (тейлоризм). Дисциплина в рамках «доктрины человеческих отношений». «Военная» дисциплина на отечественных предприятиях. «Дисциплина без взысканий». Роль и место менеджера в обеспечении порядка среди подчиненных сотрудников. Анализ типичных ошибок в дисциплинарных функциях менеджера.



Тема 12

Руководство процессом развития организации

Теории организационного развития. Управление естественной динамикой организации. Изменения в организации и ее стабильность. Управление нововведениями. Система инновационного обучения персонала.


5.2. Структура дисциплины

№ раздела (темы)

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Всего

Л

ПЗ (С)

ЛР

СР

Тема 1

Понятие управления, его психологические механизмы и структура.

6

2

2




2

Тема 2

Развитие психологических теорий управления и управленческо-психологическая мысль в России.

5

2

2




1

Тема 3

Управленческий персонал организации и психология управленческой команды

5

2

2




1

Тема 4

Подчинение в системах управления

6

2

2




2

Тема 5

Психологические особенности деятельности как объекта управления

5

2

2




1

Тема 6

Психологические особенности деятельности руководителя. Процесс организации и регулирования деятельности подчиненных подразделений.

5

2

2




1

Тема 7

Управленческое мышление: интеллект менеджера и управленческие решения

5

2

2




1

Тема 8

Управление мотивацией деятельности подчиненных.

5

2

2




1

Тема 9

Развитие личности сотрудников, решение индивидуально-психологических проблем

5

2

2




1

Тема 10

Сплочение коллектива организации

5

2

2




1

Тема 11

Управление межгрупповыми отношениями в организации: разрешение конфликтов, поддержание дисциплины и порядка в организации

5

2

2




1

Тема 12

Руководство процессом развития организации

5

2

2




1




Общая трудоемкость

62

24

24




14


5.3. Практические занятия и семинары

№ п/п







Количество часов



Тема 1

Понятие управления, его психологические механизмы и структура.

2



Тема 2

Развитие психологических теорий управления и управленческо-психологическая мысль в России.

2



Тема 3

Управленческий персонал организации и психология управленческой команды

2



Тема 4

Подчинение в системах управления

2



Тема 5

Психологические особенности деятельности как объекта управления






Тема 6

Психологические особенности деятельности руководителя. Процесс организации и регулирования деятельности подчиненных подразделений.

2



Тема 7

Управленческое мышление: интеллект менеджера и управленческие решения

2



Тема 8

Управление мотивацией деятельности подчиненных.






Тема 9

Развитие личности сотрудников, решение индивидуально-психологических проблем

2



Тема 10

Сплочение коллектива организации

2



Тема 11

Управление межгрупповыми отношениями в организации: разрешение конфликтов, поддержание дисциплины и порядка в организации

2



Тема 12

Руководство процессом развития организации

2




Общая трудоемкость

24


5.4. Лабораторные работы (не предусмотрены)

5.5.Примерные темы для подготовки рефератов:

1. Общение и коммуникация.

2. Барьеры коммуникации и их преодоление.

3. Проблемы правильного слушания.

4. Установка и ее роль в общении.

5. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

6. Искусство проведения деловой беседы.

7. Культура телефонного разговора.

8. Имидж делового человека.

9. Метод принципиальных переговоров.

10. Манипулятивное общение и его неэффективность на переговорах.

11. Визитная карточка и условия ее применения.

12. Виды приемов, существующие в международной практике.

13. Специфика ведения переговоров с представителями разных стран.

14. Культура делового общения.

15. Коммуникативные конфликты и их последствия.

16. Общение в конфликтных ситуациях.

17. Умения и навыки межличностного общения.

18. Деловой стиль и манеры обсуждения.

19. Невербальные средства общения.

20. Язык жестов в коммуникации.

21. Экспрессивное поведение в общении и его понимание.

22. Моральный кодекс спора.

23. Этика деловых отношений.

24. Протокольные вопросы приема зарубежных партнеров.

25. Вежливость и хорошие манеры.

26. Речевой этикет.

27. Основные правила делового этикета.



 5.6. Самостоятельное изучение разделов (тем) дисциплины

№ раздела (темы)

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Количество часов

Тема 1

Понятие управления, его психологические механизмы и структура.

2

Тема 2

Развитие психологических теорий управления и управленческо-психологическая мысль в России.

1

Тема 3

Управленческий персонал организации и психология управленческой команды

1

Тема 4

Подчинение в системах управления

2

Тема 5

Психологические особенности деятельности как объекта управления

1

Тема 6

Психологические особенности деятельности руководителя. Процесс организации и регулирования деятельности подчиненных подразделений.

1

Тема 7

Управленческое мышление: интеллект менеджера и управленческие решения

1

Тема 8

Управление мотивацией деятельности подчиненных.

1

Тема 9

Развитие личности сотрудников, решение индивидуально-психологических проблем

1

Тема 10

Сплочение коллектива организации

1

Тема 11

Управление межгрупповыми отношениями в организации: разрешение конфликтов, поддержание дисциплины и порядка в организации

1

Тема 12

Руководство процессом развития организации

1







14

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

№ раздела (темы)

Вид занятия (Л, ПЗ, С, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество часов

1.2

Л

Активное резюмирование

2

2.3

С

Метод вкрапленных заданий

2

3.3

С

Групповая дикуссия

2

3.4

С

Деловая игра (имитационная)

2


7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7.1. Примерный перечень вопросов для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Управление как способ организации деятельности и обеспечения порядка в группе.

  2. Управление и разделение труда.

  3. Место управления в системе социальных процессов.

  4. Психологические основы управления.

  5. Структура процесса управления.

  6. Свойства субъекта управления.

  7. Свойства объекта управления. Управление и власть.

  8. Три направления руководства организацией.

  9. Предыстория психологии управления. Первое исследование по психологии управления (Л.Т.Терман).

  10. Элементы психологии управления в системе Тейлора.

  11. Вклад в психологию управления доктрины человеческих отношений.

  12. Психология управления в рамках концепции открытых социальных систем.

  13. Тенденция к психологизации управления.

  14. Развитие управленческо-психологической мысли в России. Как управляли в России в древние времена.

  15. Управленческие принципы Петра I и Екатерины II.

  16. Вопросы психологии управления в работах В.О.Ключевского.

  17. Психология управление и российская философия собственности.

  18. Работа А.Зыкова «Как и чем управляются люди».

  19. Идеи М.И.Драгомирова по вопросам управления.

  20. Обобщение управленческого опыта российских предпринимателей. Вопросы психологии управления в сочинениях В.И.Ленина.

  21. Теория лидерских черт личности. Харизматическая личность.

  22. Базовые качества личности руководителя.

  23. Управленческий интеллект. Лидерский характер.

  24. Типология лидерства. Личность и стиль управления.

  25. Основные управленческие ориентации менеджера.

  26. Авторитет руководителя среди сотрудников: что думают подчиненные о начальнике.

  27. Управленческая команда организации как специфическая группа, ее социально-психологическая структура и динамика.

  28. Контакты и взаимоотношения среди менеджеров. Соперничество и сотрудничество.

  29. Статус менеджера в организации. Динамика руководящего персонала организации.

  30. Подчинение как вторая сторона власти. Мотивы подчинения. Мотивы неподчинения.

  31. Отношение к власти и ее представителям.

  32. Образ подчиненного в глазах начальника. Лидерство в среде сотрудников. Групповые объекты управления. Организация как объект управления. Управляемость организаций различного типа. Регуляция взаимоотношений между подразделениями организации.

  33. Практические психологические проблемы группы. Социально-психологические механизмы группой саморегуляции.

  34. Дисциплина организации. Менеджер и общественное мнение организации. Трудовая мораль персонала.

  35. Методы оценки состояния сотрудников (мониторинг). Феномен групповой нормы выработки.

  36. Психологическая структура деятельности. Предмет деятельности. Цели и мотивы деятельности.

  37. Средства и способы деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности.

  38. Психологические методы оптимизации деятельности в организации.

  39. Подготовка сотрудников к принятию новых задач. Правила постановки целей перед подчиненными.

  40. Психологические и социально-психологические критерии распределения работы среди сотрудников.

  41. Социально-психологические условия эффективности контроля за деятельностью сотрудников.

  42. Психологические особенности управленческих задач. Две стороны управленческого интеллекта: ориентация на задачи и на человеческие проблемы.

  43. Феномен децентрации в процессе принятия управленческих решений.

  44. Возможность управлять мотивационными процессами человека. Групповые факторы регуляции мотивов.

  45. Методы оценки трудовой морали персонала. Социально-психологические условия эффективности оплаты труда.

  46. Неэкономические методы воздействия на мотивы труда. Мотивы конкуренции и состязательности.

  47. Использование мотивационных факторов деятельности.

  48. Потребности организации в личностном и профессиональном росте сотрудников. Развиваемость личности. Р

  49. азвивающие факторы трудовой деятельности и управленческих отношений. Усвоение культуры организации. Л

  50. Лояльность относительно организации. Формирование духа творчества и ответственности.

  51. Личностный рост руководящего персонала организации. Предупреждение профессиональной деформации личности.

  52. Дух команды. Показатели сплоченности и интегрированности организации.

  53. Совместимость сотрудников и пути ее роста. Согласие между сотрудниками. Проблема взаимоотношений сотрудников.

  54. Оптимизация контактов между подразделениями организации. Контроль межгруппового соперничества.

  55. Прогнозирование и учет последствий управленческих решений в области межгрупповых отношений.

  56. Конфликты в системах управления. Конфликты между работодателями и служащими.

  57. Политика руководства организации относительно конфликтов. Управление конфликтом.

  58. Природа психологических проблем в организации.


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Основная литература

  1. Филатов Ф.Р. Основы психологии. Учебное пособие.- М.: Наука М-Пресс, 2007.

  2. ЧеховскихМ.И.Основы психологии. Учебное пособие.- М.: Новое знание, 2002.

  3. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. Учебное пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2006.


8.2. Дополнительная литература

  1. МаклаковА.Г.Общая психология. Учебник.– СПб.: Питер, 2003

  2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник.– СПб.: Питер, 2000.

  3. Сапогов Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебник.- М.: Пресс, 2001.

  4. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие. - М.: Смысл, 2001.

  5. ГамезоН.В.Атлас по психологии. Учебное пособие. - М.: Пед. Общ, 2001.

  6. Рогов В.И. Общая психология. Учебное пособие.– М.: Владос, 2000.

  7. Синченко Т.Ю.Психология и педагогика. УМП. - Ростов н/Д, 2003.

8.3. Программное обеспечение

Консультант Плюс



8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы,
8.5. Методические указания и материалы по видам занятий

Методические рекомендации по подготовке докладов и тематических выступлений

Доклад представляет собой изложение одной из узловых проблем темы семинарского занятия и является результатом самостоятельной работы студента по заданной теме. Доклад должен быть рассчитан на 15-25 минут по времени. Как правило, в основу его ложится анализ литературы по проблеме. Он должен носить характер краткого, но в то же время глубоко аргументированного устного сообщения и содержать необходимый материал для дальнейшего обсуждения предусмотренных планом учебных вопросов и развертывания дискуссии на занятии.

Тематическое сообщение (выступление) более узко по содержанию и служит дополнительным источником информации по теме семинарского занятия. Так же, как и доклад, его отличает творческий, поисковый характер. Сообщение должно быть рассчитано на 10-15 минут. В нем автор должен по возможности полно осветить различные точки зрения на проблему, выразить собственное мнение, сделать критический анализ теоретического и практического материала.

Подготовка доклада (сообщения, выступления) начинается с изучения источников, рекомендованных к соответствующему разделу курса, а также специальной литературы для докладчика.

Относительно небольшой объем доклада, и лимит времени, отведенного для устного сообщения, обуславливает потребность в тщательном отборе материала, умелом выделении главных положений в содержании доклада, в использовании наиболее доказательных фактов и убедительных примеров, в исключении повторений и многословия.

Решить эти задачи помогает составление развернутого плана. План доклада должен содержать следующие главные компоненты: краткое вступление, два вопроса и их основные тезисы, заключение, список литературы.

После составления плана можно приступить к написанию текста. Во вступлении важно показать актуальность проблемы, ее место в деятельности кадров. При изложении основных вопросов раскрываются теоретические положения. В заключении нужно сформулировать краткие выводы.

Материал основных вопросов полезно располагать в таком порядке: тезис - доказательство тезиса - вывод и т. д.

Тезис - это главное основополагающее утверждение. Он обосновывается путем привлечения необходимых цитат, цифрового материала, ссылок на статьи. При изложении содержания вопросов особое внимание должно быть обращено на раскрытие причинно-следственных связей, на логическую последовательность тезисов, а также на формулирование окончательных выводов. Выводы должны быть краткими, точными, достаточно аргументированными всем содержанием доклада.

В целях повышения теоретической и воспитательной сторон доклада рекомендуется не упускать связь содержания подготавливаемого текста с практической деятельностью, привлекать современный цифровой и иной материал, шире использовать опыт курса, учебной группы, пропагандировать положительное, обосновывать пути устранения недостатков из жизни студенческих и молодежных коллективов.

В процессе устного выступления на семинаре с докладом автор должен показать умение свободно, убедительно и логично излагать содержание подготовленного материала, сконцентрировать внимание аудитории на главных положениях, провести доказательство в интересной и живой форме.

Необходимо, как в любом устном выступлении, следить за интонацией и правильностью речи, жестикуляцией, стараться избежать привязанности к тексту, следить за расходованием времени.

На возникшие вопросы докладчик отвечает сразу, либо может взять время для подготовки обстоятельных ответов. Общий анализ качества доклада по содержанию и методике изложения проводят сами студенты в ходе занятия, окончательную оценку дает преподаватель.

В процессе подготовки доклада докладчик должен получить консультацию у преподавателя, а в случае необходимости уточнить затем отдельные положения.

Завершение доклада (выступления) предполагает ознакомление группы с использованной для раскрытия темы литературой, для чего докладчик делает соответствующую выставку.

По желанию докладчика текст доклада (тематического выступления) может быть оформлен в виде реферата и предъявлен на кафедру как форма отчетности по научной работе.



Методические рекомендации по подготовке реферата

Реферат - самостоятельная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Подготовка реферата - это первый серьезный шаг обучаемого в науку. По своей значимости и полезности работа над рефератами – это высшая форма обучения по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Работу над рефератом, как правило, необходимо начинать с начала изучения курса.

Условие качественной подготовки реферата: личная заинтересованность обучаемого в углубленном исследовании избранной проблемы; постоянные контакты с научным руководителем; активное взаимодействие с ним; достаточная продолжительность работы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ

1.Выбор темы. Главное, чтобы тема была и актуальная и интересная для самого обучаемого. Тему реферата студент находит или самостоятельно, или с помощью преподавателя ведущего курс.

2.Осмысление названия темы. Это очень ответственный этап, ведь название темы предопределяет и магистральное направление исследовательской работы, и ее содержание. В противном случае содержание реферата может не соответствовать его названию, что нередко и случается.

3.Составление рабочего плана реферата. Обычно план в себя включает: введение (вступление); два-три вопроса (раздела, параграфа, главы); заключение; список использованной литературы; приложения.

Во введении отражаются: актуальность темы, степень ее разработанности в науке (литературе), цели написания реферата. Первый вопрос обычно носит теоретический характер, последующие – прикладной, практический. Вопросы содержательно и логически должны быть связаны друг с другом и предполагать друг друга.

Каждый вопрос (раздел, параграф, глава) должен завершаться серьезными обобщениями и выводами, в интересах которых они и пишутся. В заключении излагаются главные итоги выполненного исследования.

В приложении помещаются материалы рабочего, справочного или вспомогательного характера. Список литературы составляется с учетом требований Госстандарта.

4.Поиск необходимой литературы. Это кропотливая работа, требующая особых навыков. Нельзя полагаться только на советы научного руководителя или работника библиотеки. Нужно искать источники самостоятельно, чтобы стать главным знатоком литературы по избранной проблеме.

5.Изучение литературы. Прежде всего - это чтение, осмысление, конспектирование. Выписки должны сопровождаться обязательными ссылками на источники (автор, название источника, работы, издательство, год издания, страницы в соответствии с правилами, описание литературы), а также собственными суждениями и комментариями. Подробнее правила описания литературы можно узнать в справочно-библиографическом отделе библиотеки института.

6.Уточнение первоначального плана. Необходимость в этом этапе работы возникает почти всегда, поскольку изучение литературы постоянно расширяет и уточняет видение автором избранной проблемы, всех ее нюансов. В итоге появляется необходимость уточнить или изменить название глав, разделов или параграфов, поменять их местами и т.д.

7.Написание текста реферата. Это самый ответственный и одновременно радостный этап работы над рефератом, поскольку он носит ярко выраженный творческий характер. Автор в это время обобщает собранную информацию, систематизирует ее, сводит в логически связанные блоки, формулирует собственные идеи, обобщения и выводы.

Средний объем реферата – 24 страницы печатного текста через два интервала, включая и ссылки на цитируемую литературу. Текст реферата пишется разборчиво и аккуратным почерком, на стандартных листах бумаги с одной стороны. Если бумага в клеточку, то реферат пишется через строку. Цитирование должно отвечать требованиям Госстандарта.

8.Апробация полученных результатов. Она включает в себя выступление на семинарах, конференциях, а также опубликование полученных результатов в печати. Одновременно осуществляется их коррекция.

9.Оформление реферата и предъявление его в законченном виде преподавателю.


9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- программное обеспечение (MSOffice, локальная компьютерная сеть, Интернет);

-учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

- классная доска.

Технические средства обучения:



- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран)).
Каталог: bank
bank -> Методичні вказівки до курсу «Психологія управління»
bank -> Методичні вказівки до курсу «Педагогічна психологія»
bank -> Методичні вказівки до курсу «Психологія вищої школи»
bank -> Методичні вказівки до курсу «Психологія спорту»
bank -> Методичні вказівки до курсу «Психолінгвістика»
bank -> Методичні вказівки до курсу «Психологія творчості»
bank -> Одеський національний університет імені І. І. Мечникова
bank -> Методичні вказівки до курсу «Соціальна психологія»
bank -> Методичні вказівки до курсу «Основи психологічного консультування»
bank -> Програма вступних випробувань зі спеціальності «Соціологія»

Скачати 261.27 Kb.

Поділіться з Вашими друзьями:




База даних захищена авторським правом ©www.shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка